Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - ККУ "Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" Лукьянова Виктора Александровича, Часовских Ольги Сергеевны, Овчинниковой Ольги Борисовны при личном присутствии;
от Ордена Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" Сигалова Дмитрия Вячеславовича, Высокова Никиты Витальевича, Васильевой Аллы Васильевны, Агарева Виталия Александровича, Науменко Евгения Владимировича, Амосова Олега Викторовича, Даниловой Ольги Владимировны, Кулиш Анатолия Сергеевича путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - ККУ "Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" о включении сведений об Ордене Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323014153 "Оказание услуг по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - ККУ "Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" о включении сведений об Ордене Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (далее - Общество, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323014153 "Оказание услуг по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН".
Рассмотрение обращения заказчика началось 27.04.2024 г.
Представители Заказчика, пояснили, что работа не была выполнена в срок, переданная проектная документация имела недостатки, которые так и не были устранены Исполнителем. В связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Исполнителя пояснили, что Заказчику было передано 145 томов проектной документации, Исполнитель не согласен с доводами Заказчика в части несоответствия проектной документации условиям контракта. Исполнитель направил письмо в ФГБУ ВНИИ ГОЧС с просьбой провести экспертизу проектно-сметной документации.
Заслушав пояснения сторон, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок объявила перерыв в заседании Комиссии для предоставления сторонами документов в обоснование своих позиций.
После перерыва рассмотрение обращения Заказчика продолжилось 02.05.2024 г. Стороны предоставили дополнительные документы и пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные в материалах дела документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
25.09.2023 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000323014153 между ККУ "Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности" и Орденом Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" был заключен государственный контракт N ЭА-2023.4153 на оказание услуг по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН (далее - контракт).
Согласно п.1.1-1.2 контракта Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта по разработке проектной документации на реконструкцию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края с элементами КСЭОН (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуги определяется Приложением N 1, Приложением N 2 к Контракту.
Согласно п. 4.1 контракта услуга должна быть оказана до 15.12.2023 г. включительно.
Согласно п. 2 технического задания (приложение N 2 к контракту) проектируемая региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) с элементами КСЭОН предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и (или) экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС.
Основной задачей региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Алтайского края является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС;
- Главного управления МЧС России по Алтайскому краю;
- ККУ "Управление Алтайского края по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности;
- организаций, подразделений и должностных лиц, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Алтайского края;
- единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления Алтайского края;
- сил ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;
- людей, находящихся на территории Алтайского края;
Основной задачей существующей КСЭОН Алтайского края является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня посредством обеспечения автоматического (автоматизированного) сопряжения систем оповещения с системами мониторинга и с учетом границ зон экстренного оповещения населения, определенных постановлением Правительства Алтайского края от 01.11.2022 N 399 "Об определении границ зон экстренного оповещения Алтайского края об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно п. 4 технического задания РАСЦО является составной частью системы управления ГО и РСЧС Алтайского края, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Структура проектируемой РАСЦО должна включать в себя следующие комплексы:
- комплексы программно-технических средств оповещения регионального уровня для управления оповещением на основе технических средств оповещения, прошедших приемочные испытания МЧС России и рекомендованных для создания (реконструкции) систем оповещения соответствующего уровня;
- КПТСО муниципального уровня для управления оповещением на основе ТСО, прошедших приемочные испытания МЧС России и рекомендованных для создания (реконструкции) систем оповещения соответствующего уровня;
- оборудование автоматизированного дозвона по абонентским линиям (включая телефонные номера абонентов подвижной (сотовой) радиосвязи) и рассылки СМС-сообщений, устанавливаемое на пунктах управления оповещения регионального и муниципального уровней;
- оборудование автоматизированного замещения (перехвата) эфира вещания общедоступных обязательных для распространения на территории Российской Федерации телевизионных и радиоканалов на региональном уровне вещания;
- технические средства оповещения, в том числе и оконечные средства оповещения (электрические, электронные сирены и мощные акустические системы).
- технические средства оповещения существующей КСЭОН - оборудование мониторинга опасных природных и техногенных явлений, передачи данных и управления ТСО.
Границами зон действия проектируемой РАСЦО являются административные границы Алтайского края.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации, в зависимости от условий угрозы возникновения или возникновения ЧС, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий должна осуществляться в автоматическом, автоматизированном, либо ручном режимах функционирования РАСЦО.
Согласно п. 4.3.1 технического задания все используемое в проекте программное обеспечение должно быть лицензионным и соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Программное обеспечение, используемое в проекте реконструкции РАСЦО с элементами КСЭОН, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Согласно п. 6.2.1. технического задания в рамках подготовки проектной документации необходимо выполнить расчет количества оконечных средств оповещения с целью обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, находящегося на территории Алтайского края с охватом не менее 90%.
Перечень и места размещения оконечных средств оповещения определяются исполнителем в рамках проведения предпроектного обследования, с учетом жилой застройки населенных пунктов, плотности населения в тех или иных участках, а также фонового уровня шума на территории, подлежащей оповещению.
Предпроектное обследование проводится с выездом в населенные пункты Алтайского края и согласованием Акта обследования с Администрацией муниципального образования.
По возможности при выборе мест размещения технических средств отдавать предпочтение объектам муниципальной собственности.
Технические средства оповещения, специализированное программное обеспечение, предусматриваемые к использованию при подготовке проектной документации по реконструкции РАСЦО с элементами КСЭОН, должны обеспечивать программную и техническую совместимость с ранее установленным оборудованием РАСЦО.
Применяемые при проектировании РАСЦО блоки запуска сирен, звукоусилительные блоки и радиотрансляционные усилители мощности должны быть оснащены интерфейсами управления, обеспечивающими возможность резервирования основного канала управления.
Передача информационных сообщений в системе оповещения должна обеспечиваться по цифровым каналам связи, организованным через сети операторов связи, собственных и арендуемых сетей Заказчика.
Подключение объектовых систем оповещения к РАСЦО должно выполняться на базе технических условий, выдаваемых Заказчиком.
Cогласно п. 6.2.3 технического задания подготовку проектной документации на реконструкцию РАСЦО с элементами КСЭОН выполнить на основании исходных данных, предварительных проектных решений, типовых и специально разработанных, в том числе не применявшихся ранее технических решений, технических требований и условий договора. Выполнить разработку, оформление, согласование и утверждение документации в объёме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по реконструкции РАСЦО с элементами КСЭОН. Состав разделов проектной документации и их содержание должны быть определены в соответствии с ГОСТ 34.201-2020 "Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем".
В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка ТСО, осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО.
Согласование осуществляется Исполнителем .
Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:
- с операторами связи и вещания, сети связи и вещания, а также помещения которых задействуются в системе оповещения населения (с филиалом РТРС "Алтайский краевой радиовещательный передающий центр", с филиалом ФГУП ВГТРК ГТРК "Алтай", радиовещательными компаниями Алтайского края, с другими предприятиями и операторами связи, предоставляющими услуги для решения задач оповещения гражданской обороны);
- с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций (Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю).
Согласование осуществляется Исполнителем.
При выявлении недостатков проектная документация возвращается на доработку.
После согласования проектная документация утверждается государственным Заказчиком-координатором работ.
Письмами от 20.12.2023 г., 22.12.2023 Исполнитель подтвердил готовность исполнить контракт в срок к 04.03.2024 г. с применением штрафных санкций.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, документ о приемке услуг по контракту был направлен Заказчику в ЕИС 04.03.2024 г.
07.03.2024 г. Заказчик разместил мотивированный отказ от приемки услуг по контракту, согласно которому услуга не соответствует условиям контракта, а именно:
- п. 6.2.3. технического задания: в предоставленной документации Заказчиком были выявлены расхождения в адресах и местах установки проектируемого оборудования в муниципальных образованиях региона, Исполнителем не проводились предпроектные работы подключения к электроснабжению;
- п. 6.2.3. технического задания: в предоставленной документации Заказчиком отсутствуют лист согласования с филиалом РТРС "Алтайский КРТПЦ", операторами предоставляющими сети связи; в листе согласования с ГУ МЧС России по Алтайскому краю присутствует запись "Замечаний по тексту содержания разделов _ не выявлено".
- п. 4.4.8 технического задания: в предоставленной документации на объектах ТСО при использовании GSM каналов оператор сотовой связи со стабильным уровнем сигнала не определен.
- п. 4.3.1 технического задания: в предоставленной документации в составе ПО используется
Windows 10 Pro.
- п. 1.19 технического задания: отсутствует протокол стыковочных испытаний УПАК РСВО с аппаратурой оповещения, используемой на вышестоящем уровне.
- п. 6.1. технического задания: отсутствует протокол, подтверждающий соответствие требованиям сопряжения между проектируемым оборудованием и указанным в техническом задании оборудованием.
- п. 6.3.3.2 технического задания: нет обоснования проектного решения о невозможности использования установленного ранее оборудования.
В мотивированном отказе Исполнителю было предложено устранить недостатки до 07.04.2024 г.
Письмом от 05.04.2024 г. Исполнитель предоставил аргументированную позицию на мотивированный отказ Заказчика от приемки услуг, в том числе по вопросу использования в составе ПО WINDOWS 10 PRO сообщил, что в составе принятых проектных решений используется операционная система Windows 10 PRO по причине того, что программный комплекс ViPNet Administrator 4 (версия 4.6.11), используемый проектной документации и предназначенный для настройки и управления защищенной сетью не работает под управлением иных операционных систем (российского или иностранного производства). Программный комплекс ViPNet Administrator 4 (версия 4.6.11) сертифицирован (сертификат соответствия от 28 декабря 2023 г. N СФ/124-4701, со сроком действия до 28 декабря 2026 г.) и внесен в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестровая запись от 01.06.2016 N 1025).
Сертификат от 28 декабря 2023 г. N СФ/124-4701 удостоверяет, что программный комплекс ViPNet Administrator 4 (версия 4.6.11) (исполнения 1, 2, 3) в комплектации согласно формуляру ФРКЕ.00109-08 30 01 ФО соответствует Требованиям ФСБ России к средствам криптографической защиты информации, не содержащей сведении, составляющих государственную тайну и Требованиям к средствам электронной подписи, утвержденным приказом ФСБ Россииот 27 декабря 2011 г. N 2 796. установленным для класса КС1 (для исполнения 1), КС2 (для исполнения 2), КСЗ (для исполнения 3).
Вышеуказанный формуляр содержит следующий перечень поддерживаемых операционных систем:
- Microsoft Windows 10 (32/64-разрядная);
- Microsoft Windows 1;
- Microsoft Windows Server 2012 R2 (64-разрядная);
- Microsoft Windows Server 2016;
- Microsoft Windows Server 2019;
~ Microsoft Windows Server 2022.
В настоящий момент АО "Информационные технологии и коммуникационные системы" (разработчик ПК ViPNet Administrator 4 (версия 4.6.11) разработано изделие ViPNet Prime, функционирующее на базе операционных систем семейства Linux, которое по завершению работ по сертификации будет рекомендовано в качестве замены ПО ViPNet Administrator и получит возможность использования в защищенных сетях ViPNet версии 4.
В настоящее время завершены тематические исследования изделия ViPNet Prime на соответствие Требованиям к средствам криптографической зашиты информации, предназначенным для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, установленным для класса КСЗ, отчетные материалы по результатам исследования направлены на экспертизу в ФСБ России установленным порядком. Ожидаемый срок получения сертификата соответствия - II квартал 2024 года.
Обновление эксплуатируемых средств защиты информации ViPNet версии 4 на средства защиты информации ViPNet Prime и замены операционной системы Windows 10 PRO на операционных систем семейства Linux российского производства возможно при наличии действующих сертификатов технического сопровождения как до начала строительства (если сроки реализации его будут до даты сертификации), или после его внедрения, и будет выполнена автоматически без изменения стоимости проектных решений.
В связи с чем применение иного программного продукта, кроме Windows 10 PRO, для реализации требований контракта на данный момент невозможно.
09.04.2024 г. документ о приемке услуг вновь был направлен в ЕИС Исполнителем.
12.04.2024 г. Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от приемки услуг по контракту, согласно которому результат исполнения не соответствует условиям контракта.
09.04.2024 г. Заказчик принял решением об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с не предоставлением результатов услуги с устраненными замечаниями.
Письмом от 12.04.2024 г. Исполнитель направил мотивированные возражения на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе указал на невыполнение Заказчиком поручений согласно протоколу встречи от 04.10.2023 г., утвержденного министром промышленности и энергетики Алтайского края Химочкой В.С., в целях организации взаимодействия сторон контракта, а именно:
-не был подготовлен проект нормативно-правового акта Правительства Алтайского края об утверждении состава межведомственной рабочей группы по организации исполнения условий государственного контракта.
- обращение в филиал РТРС "Алтайский КРТПЦ" для оформления договора на предоставление технических условий по перехвату сигнала телерадиовещания для передачи сигналов оповещения подготовлено не было.
Невыполнение данного поручения существенного затруднило оказание услуг по контракту и явилось причиной невозможности получения технических условий по перехвату сигнала телерадиовещания для передачи сигналов оповещения от РТРС "Алтайский КРТПЦ".
Письмом от 17.04.2024 г. Исполнитель направил возражения на мотивированный отказ от приемки услуг от 12.04.2024 г. по указанным недостаткам.
В материалах дела также имеется письмо ГУ МЧС России по Алтайскому краю от 15.03.2024 г. в адрес Исполнителя о согласовании разделов проектной документации на реконструкцию РАСЦО Алтайского края.
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктами 10.1-10.2 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании представленной в материалах дела переписки, Комиссия считает, что Исполнителем осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, Исполнителем была предоставлена Заказчику проектная документация, согласно пояснениям сторон в составе более сотни томов, вместе с тем между сторонами имеется гражданско-правовой спор о качестве предоставленной документации.
Комиссия не ставит под сомнение право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, считая, что результат оказанной услуги не соответствует условиям контракта, однако, принимая во внимание специфику предмета контракта, отсутствие в материалах дела заключения независимой экспертизы проектной документации, подтверждающего несоответствие проектной документации условиям контракта, а также согласование ГУ МЧС России по Алтайскому краю разделов предоставленной проектной документации, Комиссия на момент рассмотрения обращения Заказчика не обладает достаточными доказательствами, свидетельствующими о недобросовестности поведения Исполнителя при исполнении своих обязательств по контракту.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать сведения об Ордене Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
__________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 2 мая 2024 г. N 022/10/104-472/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024