Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С. В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И. А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" - Рязанова А.Н. (приказ N 99-кр от 22.06.2024);
в присутствии представителей ООО "Компания Хеликон":
- Мельникова А.В. (доверенность N 338 от 26.04.2024);
- Петриковой Е.Б. (доверенность N 336 от 25.04.2024);
рассмотрев жалобу ООО "Компания Хеликон" на действия ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" при рассмотрении заявок электронного аукциона на поставку генетического анализатора в комплекте с компьютером для обработки данных и управления прибором (номер извещения 0331100009724000021),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "Компания Хеликон" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку генетического анализатора в комплекте с компьютером для обработки данных и управления прибором (номер извещения 0331100009724000021) (далее - Аукциона).
Заявитель считает, что действия Заказчика нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: описание объекта закупки составлено с нарушением требований.
Комиссия по осуществлению закупок с доводами, изложенными в жалобе не согласна и считает их необоснованными.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
16.04.2024 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 0331100009724000021 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 10 833 596 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка генетического анализатора в комплекте с компьютером для обработки данных и управления прибором.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Так, согласно Извещению, объектом закупки является - Генетический анализатор в комплекте с компьютером для обработки данных и управления прибором.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Так, согласно Извещению, Заказчиком установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Характеристики товара |
||
Наименование показателей |
Значение показателя |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Аппараты электродиагностические прочие
26.60.12.119 |
Количество каналов детекции флуоресценции |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Масса |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2.9 Инструкции по заполнению заявки предусмотрено, что символ "" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Символ "" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Представителями Заявителя представлена сравнительная таблица наборов реагентов нескольких производителей, исходя из которой следует, что характеристикам, указанным в техническом задании документации Аукциона, соответствует один производитель - "НАНОФОР 05", Россия.
Технические характеристики |
"НАНОФОР 05", Россия |
Locus Seqtor 1616 (NPF), Россия |
Генетический анализатор ГТЗ G16 |
3500 Series Genetic Analyzer, США |
||
2.2 |
Вид |
Генетический анализатор |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
2.3 |
Тип системы |
Открытый |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
Не соответствует |
2.5 |
Количество каналов детекции флуоресценции |
|
Соответствие |
Не соответствует |
Соответствие |
Не соответствует |
2.15 |
Масса |
|
Соответствие |
Не соответствует |
Не соответствует |
Не соответствует |
2.18 |
Системный блок с монитором и периферией (мышь и клавиатура) с предустановленным программным обеспечением для управления прибором |
|
Соответствие |
Соответствие |
Не соответствует |
Не соответствует |
2.19 |
Системный блок с монитором и периферией (мышь и клавиатура) с предустановленным программным обеспечением для анализа данных |
|
Соответствие |
Соответствие |
Не соответствует |
Не соответствует |
Согласно Письму ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения" заказчик вправе самостоятельно определять и описывать объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 8 Законом о контрактной системе запрещается совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия Воронежского УФАС России, учитывая вышеизложенное требование к товару, указанного в Описании объекта закупки, приходит к выводу, что данным характеристикам, указанным в техническом задании, соответствует один производитель - "НАНОФОР 05", Россия. Иного Заказчиком не доказано.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по Воронежской области считает, что в действиях ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" содержатся нарушения ст.8, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, что выразилось установлением требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Компания Хеликон" на действия ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" при рассмотрении заявок электронного аукциона на поставку генетического анализатора в комплекте с компьютером для обработки данных и управления прибором (номер извещения 0331100009724000021) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" нарушение ст.8, ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику ФГБНУ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ САХАРНОЙ СВЁКЛЫ И САХАРА ИМЕНИ А.Л. МАЗЛУМОВА" предписание об устранении выявленных нарушений ст.8, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии И.А. Тельпов
Члены комиссии: У.А. Апанащик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 7 мая 2024 г. N 036/06/42-579/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024