Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экодом" (далее - ООО "Экодом", общество, заявитель) на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган, Департамент), бюджетного учреждения города Омска "Детский оздоровительный лагерь имени Ю.А. Гагарина" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Оказание услуг по организации питания отдыхающих детей и персонала детского оздоровительного лагеря (Реестровый номер 32.0480.24)" (извещение N 0152300011924000513) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка),
в отсутствие представителей заказчика и заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России из ФАС России поступила (вх. N 3905-ЭП/24 от 27.04.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 18.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 6 531 554,62 руб., начальная сумма цен единиц услуг составляла 900 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 26.04.2024 ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 715,50 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116444853 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 20,5 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 свидетельствует о том, что заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 116444853.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе дословно указано: "Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с п.33 раздела VI Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Согласно п.33 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки следующего опыта:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что позиция 33 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. руб.
НМЦК по закупке превышает 500 тыс.руб., в этой связи дополнительное требование должно быть установлено в соответствии с абз.8 п.3 Постановления N2571, а также учитывая, что работы входят в перечень согласно приложению Постановления N2571, Заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с п.33 раздела VI Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 и устранение нарушений положения извещения возможно исключительно путем внесения изменений по закупке".
Частями 2, 3, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, Дополнительные требования) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей;
Договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В силу пункта 33 Дополнительных требований в случае если объектом закупки являются услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, то к участникам закупки должно предъявляться дополнительное требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов:
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Соответствие участника дополнительным требования в силу пункта 33 Дополнительных требований подтверждается предоставлением следующих документов:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров
В связи с тем, что максимальное значение цены контракта, определенное заказчиком, превышало 500 000 рублей, а объектом спорной закупки выступало оказание услуг по организации питания отдыхающих детей и персонала детского оздоровительного лагеря в извещении о проведении электронного аукциона в силу подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 необходимо было указать информацию об установленных к участнику закупки дополнительных требованиях в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Проанализировав содержание информации и документов, размещенных уполномоченным органом на официальном сайте ЕИС, Комиссия установила, что в нарушение частей 2, 3, 4 и 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 в извещении об осуществлении закупки не были установлены соответствующие дополнительные требования к участникам закупки, а также требования к информации и документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям.
При этом документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 Федерального закона о контрактной системе, были указаны в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению".
Следует отметить, что отсутствие в извещении об осуществлении закупки соответствующего дополнительного требования к участникам закупки, а также требования к информации и документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям, ведет к тому, что оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке не будут направляться заказчику, уполномоченному органу документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу в целях ее объективного рассмотрения и формирования выводов о наличии (отсутствии) в действиях субъектов контроля нарушений Федерального закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок были запрошены (исх. N ТШ/2380/24 от 27.04.2024) письменные объяснения по доводам жалобы с приложением документальных доказательств.
Департаментом были представлены (вх. N 4028-ЭП/24 от 03.05.2024) объяснения, согласно которым отсутствие в извещении об осуществлении закупки дополнительного требования к участникам закупки, к информации и документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям вызвано технической ошибкой, допущенной специалистом уполномоченного органа при заполнении полей в процессе формирования извещения в муниципальной информационной системе.
В данной части Комиссия также учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы (часть 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а равно доказательств нарушения его прав и законных интересов, заявитель участие в закупке не принимал.
Без приведенных обстоятельств не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, могли ли быть нарушены права общества, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
Однако, учитывая допущенные уполномоченным органом нарушения в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 33 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, а также требования к информации и документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям, Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экодом" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска, бюджетного учреждения города Омска "Детский оздоровительный лагерь имени Ю.А. Гагарина" при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Оказание услуг по организации питания отдыхающих детей и персонала детского оздоровительного лагеря (Реестровый номер 32.0480.24)" (извещение N 0152300011924000513).
2. Признать в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение частей 2, 3, 4 и 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 мая 2024 г. N 055/06/106-425/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024