Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, Е.Ю. Давыденко - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУ "Ритуал": Пинчук С.В. (доверенность N01- 18/376 от 12.04.2024), Федоровой Н.В. (доверенность N01-18/747 от 07.07.2023), Чибрикова А.Н. (доверенность N01-18/426 от 27.04.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "ЦКР-АВТО": Филимонова Д.А., Абрамова И.Н., Смирнова А.С. (доверенность N25 от 26.04.2024), рассмотрев обращение ГБУ "Ритуал" о включении сведений об ООО "ЦКР- АВТО", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок 2024-20476 2 товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Ритуал" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЦКР-АВТО" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузового специализированного транспорта с запасными запчастями исполнителя (реестровый N 0373200657324000004). 02.02.2024 между Заказчиком и ООО "ЦКР-АВТО" заключен государственный контракт (реестровый N 0373200657324000004) на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузового специализированного транспорта с запасными запчастями исполнителя (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 11.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "ЦКР-АВТО" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 2024-20476 3 дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.04.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.1 Контракта Услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте. Начало оказания услуг - с 05.02.2024 г. Окончание оказания услуг - 31.12.2024 г. по заявкам Заказчика. На заседании Комиссии Управления Представитель Заказчика пояснил, что 08.02.2024 г. по адресу электронной почты Исполнителя направлена заявка на поставку запасных частей N3.
Согласно п.2.14 Технического задания, заявка Заказчика должна быть исполнена 22.02.2024.
Однако, 21.02.2024 от Исполнителя поступило письмо, в котором указан неопределенный срок поставки, но не менее 45 суток. Объективные причины, послужившие основанием к увеличению сроков поставки запасных частей, в письме не указаны. В связи с неисполнением Контракта, в адрес Исполнителя направлено претензионное письмо от 01.03.2024 N 20-13/173.
В соответствии с п.3.2. Контракта, Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок. В свою очередь, согласно п.3.3. Контракта, Заказчик вправе требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств, установленных Контрактом. 20.03.2024 в адрес Исполнителя была направлена заявка на поставку запасных частей N 5, согласно п.2.14 Технического задания, однако и на эту заявку Исполнитель ответил, что срок поставки может быть от 45 и более суток. 2024-20476 4 На дату принятия решения обе заявки Исполнителем не исполнены, что является неисполнением обязательств по Контракту в полном объеме и неудовлетворительно влияет на деятельность Заказчика. В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что Заказчиком было направлено 2 заявки на поставку запчастей, от 08.02.2024 и от 20.03.2024 с установленным в одностороннем порядке сроком поставки. Вместе с тем, при общении с контрагентами, Исполнителем было выяснено, что срок поставки составляет от 45 дней и более, что связано с тем, что основной объем запчастей направляется на удовлетворение нужд Российской Армии в рамках СВО, а также усложнением логистических цепочек ввиду санкционной политики недружественных стран (комплектующие для изготовления отечественных запчастей завозятся из-за рубежа). О вышеуказанных обстоятельствах Исполнитель информировал Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем в материалы дела приложены письма производителей, согласно которым срок поставки товара увеличивается. Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Исполнителя, Комиссией Управления установлено, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Договора, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон 2024-20476 5 как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-20476 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Ритуал" Минздрава России во включении сведений в отношении ООО "ЦКР-АВТО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председатель комиссии А.С. Спирякова Члены комиссии: А.А. Луневич Е.Ю. Давыденко Исп.Луневич А.А. 2024-20476
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 мая 2024 г. N 077/10/104-5967/2024 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - автозапчасти - реестр недобросовестных поставщиков - исполнитель - ненадлежащее исполнение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024