На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пункта 19 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения государственного заказчика ГБОУ "Школа N 967" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: проведение закупок у единственного поставщика на оказание преподавательских услуг дополнительного обучения для учащихся общего образования физическими лицами (реестровые NN 2771544685423000078, 2771544685423000076, 2771544685423000075).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: К.Д. Киняшовой - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Е.Ю. Давыденко - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, внеплановая проверка в присутствии уполномоченного представителя ГБОУ "Школа N 967": А.В. Бурлакова (доверенность N 2/2024 от 08.02.2024), а также в отсутствие представителей Сбитневой Екатерины (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России N ЕИ/14303/24 от 09.04.2024), ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступило обращение Сбитневой Екатерины (далее - Заявитель) о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях ГБОУ "Школа N 967" (далее - Заказчик) при проведении закупок у единственного поставщика на оказание преподавательских услуг дополнительного обучения для учащихся общего образования физическими лицами (реестровые NN 2771544685423000078, 2771544685423000076, 2771544685423000075) (далее - Закупка; Закупки). В составе обращения Заявитель указывает на то, что контракты N 158-967-23 от 11.10.2023 (реестровый N 2771544685423000078); N 190-967-23 от 21.11.2023 (реестровый N 2771544685423000076); N 191-967-23 от 21.11.2023 (реестровый N 2771544685423000075) (далее - Контракт; Контракты) заключены на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, вышеуказанные контракты, по мнению Заявителя, в нарушение ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе не содержат обоснования цены.
Согласно ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обосновывает такую цену в 2024-17883 3 соответствии с Законом о контрактной системе и включает в контракт обоснование цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе НМЦК и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются Заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приложением N 2 к Контрактам стоимость услуг Исполнителя определяется из расчета 1 занятия и количества человеко-занятий, которые основываются на плане работы системы дополнительного образования детей в ГБОУ "Школа N 967".
Кроме того, представитель Заказчика указал, что в п. 2.1 Контрактов также содержится расчет и обоснование цены Контрактов. Заказчиком в ЕАИСТ были подкреплены отдельные файлы, содержащие расчеты и обоснование цен контрактов с целью их последующего размещения в ЕИС, однако, по техническим причинам указанные файлы не были размещены в ЕИС.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что "наиболее подходящим" из перечня методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае Заказчиком определен затратный метод определения НМЦК, поскольку по каждому занятию подсчет происходит индивидуально, с учетом нагрузки, использования оборудования при занятиях и так далее.
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона о контрактной системе затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных п. 1-4 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Также в Приложении N 4 к Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 представлен пример расчета НМЦК затратным методом. Комиссия Управления отмечает, что Приложение N 2 к Контрактам, а также п. 2.1 Контрактов включают: "наименование услуги", "стоимость 1 занятия, руб.", 2024-17883 4 "кол-во чел/зан", "итого, стоимость, руб", а также состав цены (НДФЛ, Страховые взносы в том числе ЕНП). Вместе с тем в вышеуказанных документах отсутствует информация о том, каким образом формировалась цена Контрактов, поскольку, по мнению, Комиссии Управления указанные сведения содержат исключительно информацию, что именно входит в цену Контрактов, при этом не отражает непосредственно расчет и обоснование цен Контрактов. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что для расчета стоимости одного занятия проводится калькуляция сотрудниками Заказчика, где берутся в расчет все расходы по коммунальным платежам, расходы на закупку материальных ресурсов, а также иные расходы. Данная калькуляция проводится в отдельном файле "Excel".
Комиссия Управления отмечает, что ссылка Заказчика на отдельный файл "Excel" с расчетом и обоснованием цен Контрактов не находит своего документального подтверждения в опубликованных в ЕИС Контрактах. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия ГБОУ "Школа N 967" свидетельствуют о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-17883 5
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБОУ "Школа N 967" нарушение ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам закупок у единственного поставщика заключены контракты N 158-967-23 от 11.10.2023 (реестровый N 2771544685423000078); N 190-967- 23 от 21.11.2023 (реестровый N 2771544685423000076); N 191-967-23 от 21.11.2023 (реестровый N 2771544685423000075) и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий К.Д. Киняшова Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая Е.Ю. Давыденко Исп.Белолипецкая А.А. 2024-17883
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2024 г. N 077/10/104-4835/2024 (ключевые темы: обоснование цены контракта - внеплановая проверка - товар. работа. услуга. - закупка у единственного поставщика - затратный метод)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024