Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в отсутствие уполномоченных представителей ИОХ РАН, а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "МОЛБИОЛ": Тихоновой А.В. (доверенность N94 от 06.05.2024) (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом Московского УФАС России посредством Единой информационной системы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"), рассмотрев обращение ИОХ РАН о включении сведений об ООО "МОЛБИОЛ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-20760 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ИОХ РАН (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "МОЛБИОЛ" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку веществ химических неорганических основных прочих; веществ химических органических основных прочих (реестровый N0373100027523000023). 05.06.2023 между Заказчиком и ООО "МОЛБИОЛ" заключен государственный контракт N0373100027523000023 (реестровый N1773602943523000037) на поставку веществ химических неорганических основных прочих; веществ химических органических основных прочих (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "МОЛБИОЛ" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 17.04.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения 2024-20760 3 Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику в Место доставки в срок, указанный в п. 1.4. Контракта.
Согласно п. 1.4 Контракта поставка осуществляется не позднее 30.11.2023.
Согласно принятому Заказчиком Решению: "Поставщиком поставлен товар на сумму 1 833 277 (Один миллион восемьсот тридцать три тысячи двести семьдесят семь) рублей 86 копеек. Товар на общую сумму 1 168 802 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч восемьсот два) рубля 28 копеек Поставщиком не поставлен. Партии Товара от 22.12.2023, от 28.12.2023, от 22.01.2023, от 01.02.2024, от 29.02.2024 были поставлены с нарушением срока поставки. Кроме того, 31 декабря 2023 года срок действия Контракта истек". Представитель Исполнителя пояснил и указал, что Исполнитель не уклонялся от выполнения Контракта и стремился выполнить его в полной мере. До заключения Контракта 16.05.2023 Исполнитель направил запрос коммерческих предложений в адрес трёх иностранных посредников для оценки возможности участия в размещенном электронном аукционе:
1. Запрос в Bosforlab от 16.05.2023; 2.
Запрос в Xi`an Interntional Healthcare Factory Co., LTD от 16.05.2023; 3.
Запрос в BioPharmist от 16.05.2023.
В ответ на направленные запросы была получена следующая информация:
1. 18.05.2023 BioPharmist выставил коммерческое предложение на часть позиций, а именно, на позиции торговых марок TCI и abcr
, со сроком поставки 10-12 недель;
2. Bosforlab в своем ответе от 19.05.2023 N1152-567 предоставил информацию о возможности поставки всех позиций в течение 8-12 недель;
3. Xi`an Interntional Healthcare Factory Co. LTD, в ответном письме от 19.05.2023 сообщил, что в связи с включением в запрос продукции, произведенной компанией Thermo Fisher Scientific Inc. (Acros Organics BVBA), возможность предоставления коммерческого предложения отсутствует из-за высокого риска прекращения сотрудничества с данным производителем, так как конечный пользователь - Российская Федерация. По результатам полученных ответов Исполнитель принял решение об участии в электронном аукционе N 0373100027523000023, 22.05.2023 г. подал заявку на участие. После победы по результатам закупочной процедуры 25.05.2023 Исполнитель в адрес Bosforlab направил запрос на выставление счета по коммерческому предложению N1152-567 от 19.05.2023 для осуществления оплаты товара к поставке для Заказчика. 29.05.2023 Исполнителем со стороны Bosforlab был получен документ N394-7021 на полный перечень запрашиваемых позиций со сроком поставки 8-12 недель. По подсчетам Исполнителя поставка товара должна была осуществиться не позднее 22.08.2023.
После заключения с Заказчиком Контракта 21.08.2023 Исполнитель в адрес Bosforlab направил запрос о сроках получения товара, так как ожидаемая дата поставки заказанных позиций планировалась не позднее 22.08.2023. 24.08.2023 Исполнителем со стороны Bosforlab получено ответное письмо, согласно которому часть позиций будет доставлена в течение 12-16 недель (то есть в период с 2024-20760 4 17.11.2023 по 15.12.2023). 25.08.2023 Исполнитель, понимая возможность просрочки поставки товара по Контракту, направил запрос коммерческого предложения казахскому посреднику - Chemal, на недопоставленные позиции, в котором обозначил необходимый срок поставки товаров - не позднее 24.11.2023. 29.08.2023 Исполнителем со стороны Chemal получено письмо, согласно которому поставка товаров в нужный срок невозможна, так как требуемые вещества отсутствовали на складе, а с учетом размещения заказа у производителей ориентировочный срок отгрузки в адрес Исполнителя - 130-160 календарных дней.
Также Chemal отказал в поставке Йода и Церия (IV)аммония нитрата, так как производитель товара запретил поставлять продукцию на территорию Российской Федерации. 22.11.2023 Исполнитель в адрес Bosforlab направил новый запрос по срокам поставки товара. В ответном письме от 27.11.2023 Bosforlab сообщает Исполнителю, что поставка товара задерживается в связи с дополнительными проверками конечного пользователя, а также из-за особого режима декларирования части товара. 26.12.2023 Исполнитель в адрес Bosforlab запрос по срокам поставки, в ответ на который 29.12.2023 г. Bosforlab сообщает, что товар находился на транзитном складе и доставка товара ожидается в ближайшее время. Несмотря на обстоятельства, возникшие в ходе исполнения Контракта, Исполнитель поставил товар в адрес Заказчика на общую сумму 887 121,48 рублей:
- Счет-фактура N 230000420 от 14.06.2023;
- Счет-фактура N 230000876 от 27.09.2023;
- Счет-фактура N 230000925 от 18.10.2023;
- Счет-фактура N 230000967 от 27.10.2023;
- Счет-фактура N 230001034 от 20.11.2023.
Товар на общую сумму 872 999,67 рублей был поставлен за пределами срока поставки согласно следующим документам:
- Счет-фактура N 230001137 от 22.12.2023;
- Счет-фактура N 230001150 от 28.12.2023;
- Счет-фактура N 240000022 от 22.01.2024;
- Счет-фактура N 240000039 от 01.02.2024;
- Счет-фактура N 240000100 от 29.02.2024.
Более того, между Исполнителем и Заказчиком велась переписка относительно причин задержки поставок, а также направлялась информация об актуальном состоянии хода исполнения Контракта. 10.01.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо исх.N12104-4/9311-01 с требованием об уплате неустойки, в котором было произведено начисление неустойки за просрочку поставки товара по Счету-фактуре N230001150 от 28.12.2023 в размере 5 506,37 рублей. 12.01.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил ответное письмо исх.N11 о намерении Исполнителя выполнить обязательства по Контракту в полном объеме в срок до 29.02.2024, а также просил Заказчика применить положения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N783 после исполнения обязательств в полном объеме. 19.01.2024 Заказчик в адрес Заказчика представил письмо исх.N12104-19/9311-01 об осуществлении расчета неустойки по факту поставки всего объема товара. 29.01.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо исх.N12104-38/9311-01 с требованием об уплате неустойки, в котором было произведено начисление неустойки за 2024-20760 5 просрочку поставки товара по Счету-фактуре N240000022 от 22.01.2024 в размере 4 827,55 рублей. 01.02.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил ответное письмо исх.N84 о намерении Исполнителя выполнить обязательства по Контракту в полном объеме в срок до 29.02.2024. 05.02.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо исх.N12104-59/9311-01 с требованием об уплате неустойки, в котором было произведено начисление неустойки за просрочку поставки товара по Счету-фактуре N240000039 от 01.02.2024 в размере 1 466,42 рублей. 08.02.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил ответное письмо исх.N91 о готовности Исполнителя выполнить обязательства по Контракту в полном объеме в срок до 29.02.2024, тем самым Исполнитель не отказывался от исполнения своих обязательств по Контракту, не смотря на текущую просрочку. 06.03.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо исх.N12104-116/9311-01 с требованием об уплате неустойки, в котором было произведено начисление неустойки за просрочку поставки товара по Счету-фактуре N240000100 от 29.02.2024 в размере 3 550,54 рублей. 19.03.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил ответное письмо исх.N314, согласно которому Контракт был заключен в период сложной политической ситуации в мире, связанной с проведением специальной военной операции. При исполнении Контракта возникли трудности с поставкой товара, связанные с нарушением логистических цепочек в связи с введением санкций и ограничений по экспорту на территорию Российской Федерации, что привело к увеличению сроков поставки товара. Несмотря на сложившуюся непростую политическую ситуацию в мире, Исполнитель в адрес Заказчика осуществил поставку товара на общую сумму 1 833 277,86 рублей. Заказчик, в свою очередь, осуществлял приемку товара за пределами срока действия Контракта, что подтверждается документами, размещенными в единой информационной системе, а именно - Счетом-фактурой N240000039 от 01.02.2024, Счетом-фактурой N240000100 от 29.02.2024.
После принятия Заказчиком Решения 27.04.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо исх.N395 в ответ на Решение, согласно которому по состоянию на 26.04.2024 Исполнитель осуществил поставку товара на общую сумму 1 833 277,86 рублей, что составило 61,07% от общего объема Контракта.
Также Исполнитель отметил, что по состоянию на 27.04.2024 особые трудности в поставке возникли части товарных позиций, производимые на территориях недружественных по отношению к Российской Федерации государств. В связи с невозможностью повлиять на сроки и способы отгрузки требуемого товара Исполнитель предложил Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Рассмотрев представленные сведения и ознакомившись с доводами, Комиссия Управления пришла к выводу, что Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к 2024-20760 6 исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено 114 государственных контрактов. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-20760 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ИОХ РАН во включении сведений в отношении ООО "МОЛБИОЛ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков Н.А. Гришина Исп. Поляков И.А. 2024-20760
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 мая 2024 г. N 077/10/104-6063/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024