Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителя ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В.Ломоносова": О.П. Новожиловой (по доверенности от 28.12.2023 N443-23/010-50), в отсутствие представителей ООО "Ллтек", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Ллтек" на действия ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В.Ломоносова" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку оборудования (системные блоки) для модернизации материально-технической базы филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г. Севастополе (101 шт.) (ИД 67107) (Закупка N 0373100040124000097) (далее - запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере 2024-20329 2 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся в неправомерном, по мнению Заявителя, признании заявки участника закупки ООО "Крайс" соответсвующей, так как, по мнению Заявителя, в составе заявки ООО "Крайс" представлены документы и сведения, подтверждающие страну происхождения представленного к поставке товара, не соотносящиеся с товаром, являющимся объектом закупки. В частности Заявитель указывает, что в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 NИЗК1 заявка участника закупки ООО "Крайс" была отклонена комиссией по осуществлению закупок Заказчика на следующем основании: "Отказать в допуске к участию в закупке на основании пункта 8 части 12 статьи 48 ФЗ N44-ФЗ, в связи с наличием в заявке участника недостоверных сведений по пп. 2.1 описания объекта закупки (далее ООЗ).
В соответствии с ООЗ требуется системный блок. Участник в Извещении предлагает товар - системный блок, при этом в заявке указывает номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (Реестровый номер N10373541, исторический реестровый номер N 4522\1\2022), соответствующий товару - моноблок, что не соответствует требованиям Извещения о закупке", в то время как в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 NИЗК2 заявка участника закупки ООО "Крайс" признана соответствующей требованиям извещения, в то время как номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции 10373541 не соотносится с закупаемым Заказчиком товаром, что, по мнению Заявителя, указывает на представление участником закупки недостоверных сведений в составе заявки.
Таким образом, так как состав Заявки участника закупки не мог измениться, комиссией по осуществлению закупок Заказчика, по мнению Заявителя, ненадлежащим образом рассмотрена заявка участника закупки ООО "Крайс". Рассмотрев представленные документы и сведения Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 NИЗК1 заявка участника закупки ООО "Крайс", с идентификационным номером 243, отклонена на следующем основании: "Отказать в допуске к участию в закупке на основании пункта 8 части 12 статьи 48 ФЗ N44-ФЗ, в связи с наличием в заявке участника недостоверных сведений по пп. 2.1 описания объекта закупки (далее ООЗ).
В соответствии с ООЗ требуется системный блок. 2024-20329 3 Участник в Извещении предлагает товар - системный блок, при этом в заявке указывает номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (Реестровый номер N10373541, исторический реестровый номер N 4522\1\2022), соответствующий товару - моноблок, что не соответствует требованиям Извещения о закупке". Одновременно с этим, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Ллтек" с реестровым номером 202400132489005665, Комиссией Управления выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу N 077/06/106-4148/2024 от 03.04.2024, котором предписано в том числе отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.03.2024 NИЗК1, а также осуществить повторную процедуру рассмотрения заявок участников закупки. Вместе с этим, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 NИЗК2, заявка участника закупки ООО "Крайс", с идентификационным номером 243, признана соответствующей требованиям извещения и Закона о контрактной системе, а ООО "Крайс" признано победителем запроса котировок, при это в протоколе подведения итогов в отношении заявки участника указано следующее: "В заявке на участие в закупке однозначно определено (в структурированной форме предложения участника, а также в приложенном файле), что поставляется системный блок (товарный знак Life Tech) с реестровым номером N3533\1\2023.
Достоверность характеристик подтверждается номером в реестре РЭП и письмом производителя 15.04.2024 Исх. N1".
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком закупается товар "Системный блок".
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых 2024-20329 4 иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. П.1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), установлен единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр). Абз.4 п.2 Постановления N878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, Заказчиком установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N878.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе 2024-20329 5 извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.3 или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 Закона о контрактной, не допускается. П.3 Постановления N878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) Постановления N878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза. П.3(2) Постановления N878 установлено, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:
- подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
- подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции. П.3(3) Постановления N878 установлено, что для подтверждения 2024-20329 6 соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции. Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр. Вместе с этим в электронном документе "Требования к содержанию заявки 2023-11-23", размещенном в составе извещения, Заказчиком установлено в том числе следующее требование к составу заявки на участие в закупке: "В случае если в Извещении об осуществлении закупки установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, то предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Ниже представлен перечень информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ: 2.2.5.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее ПП N878).
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) ПП N878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей 2024-20329 7 подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции (в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных) перечня радиоэлектронной продукции1). Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр. При исполнении контракта, который заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с установленными ПП N878 ограничениями и которым предусмотрена поставка радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза, не допускается замена такой радиоэлектронной продукции на радиоэлектронную продукцию, страной происхождения которой не являются государства - члены Евразийского экономического союза. При исполнении контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 3(1) ПП N878, замена радиоэлектронной продукции первого уровня на радиоэлектронную продукцию, не соответствующую указанному требованию, не допускается".
Согласно пп."а" п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч.2 ст.50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 2024-20329 8 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п.3 или п.4 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявка участника закупки ООО "Крайс" рассмотрена в соответствии с требованиями Постановления N878, при этом в составе заявки участника ООО "Крайс" представлены сведения о номерах реестровых записей из Реестра 4522\1\2022 "Моноблок Life Tech ST-Line", 3533\1\2023 "Системный блок Life Tech RS-Line V2 РТЦУ (Исп. 1, Вер. 1)", однако, так как объектом закупки является поставка системных блоков, реестровая запись из Реестра 4522\1\2022 не учитывалась Заказчиком при повторном рассмотрении заявки, так как предлагаемому к поставке товару "Системный блок" соответствует реестровая запись из Реестра 3533\1\2023 "Системный блок Life Tech RS-Line V2 РТЦУ (Исп. 1, Вер. 1)", которая также представлена в составе заявки.
Таким образом, у Комиссии по осуществлению закупок Заказчика 2024-20329 9 отсутствовали правовые основания для отклонения заявки участника закупки. Комиссий Управления установлено, что в составе заявки участника закупки ООО "Крайс" представлен к поставке товар "Системный блок Life Tech RS-Line V2 РТЦУ (Исп. 1, Вер. 1)", указаны сведения о стране происхождения товара: "Страна происхождения товара: Российская Федерация", а также представлены сведения о номерах реестровых записей из Реестра 4522\1\2022 "Моноблок Life Tech ST-Line", 3533\1\2023 "Системный блок Life Tech RS-Line V2 РТЦУ (Исп. 1, Вер. 1)". Комиссия Управления отмечает, что, так как в составе заявки участника закупки представлены сведения о номере реестровой записи 3533\1\2023 "Системный блок Life Tech RS-Line V2 РТЦУ (Исп. 1, Вер. 1)", у комиссии по осуществлению закупок Заказчика отсутствовали правовые основания к отклонению заявки участника закупки на основании непредставления сведений, подтверждающих страну происхождения товара, в соответствии с требованиями положений Постановления N878. Помимо этого Комиссия Управления отмечает, что отклонение заявки участника закупки на основании представления недостоверных сведений не представляется возможным, так как под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями. При этом, факт представления в составе заявки участника закупки информации о стране происхождения товара, не относящегося к объекту закупки не может быть идентифицирован как представление недостоверной информации, так как в материалах дела отсутствуют документы и сведения, указывающие, что такая информация содержит сведения не соответствующие действительности.
Также, как следует из материалов дела, каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в составе заявки участника закупки сведений в контексте ч.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у комиссии по осуществлению закупок Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последняя не располагала.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются 2024-20329 10 необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "Ллтек" на действия комиссии ФГБОУ ВО "МГУ имени М.В.Ломоносова" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко О.А. Челнова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-20329
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 мая 2024 г. N 077/06/106-5904/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024