Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителя ГБУ "ГППЦ ДОНМ": Баловинцевой И.В. (дов.N566 от 21.02.2024), в отсутствие представителей ООО "Экодом", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе рассмотрев жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ГППЦ ДОНМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по очистке крыш от снега, наледи и сосулек для нужд ГБУ "ГППЦ ДОНМ" (бюджет 2024-2025 г.г.) (среди СМП и СОНО) (Закупка N 0373200138924000023) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-20327 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Рассмотрев представленные документы и сведения Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупочной процедуры в соответствии с п.36 приложения "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение) Постановления Правительства N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Вместе с этим пп."а" п.1 Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно пп."а" п.3 Постановления N2571 положения Постановления N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция Приложения применяется с учетом положений п.3 Постановления N2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей 2024-20327 3 позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
- позиции 14, 15 и 36 Приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн.рублей.
Согласно позиции 36 Приложения к Постановлению N2571 при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п.9 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом конкурентной процедуры является оказание услуг по очистке крыш от снега, наледи и сосулек, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 234 646,76 руб.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в 2024-20327 4 описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки в том числе указано следующее:
- "2.1 Исполнитель оказывает услуги по: очистке крыш (в том числе свесов, карнизов, желобов, воронок водосточных труб и внутренних водостоков), а также козырьков, входных групп и других выступающих элементов фасада (далее - выступающих элементов фасада) от снега, наледи и сосулек осмотру и прочистке отливов водосточных труб от наледи и мусора снега (далее - услуги) в соответствии с Приложением 1 "Перечень объектов закупки" и Приложением 3 "Сметная документация" к настоящему Техническому заданию, с требованиями действующих нормативных правовых и нормативных технических актов, указанных в разделе 7 "Перечень нормативных технических и нормативных правовых актов" настоящего Технического задания";
- "3.5 Очистка крыши от снега, наледи и сосулек включает в себя:
- 3.5.1 Установку и снятие защитных лотков на водоприемные воронки водосточных труб и внутренних водостоков.
- 3.5.2 Изготовление, установку и снятие на крыше приспособлений и устройств, позволяющих повысить безопасность оказания услуг (при необходимости).
- 3.5.3 Ручную очистку крыши от снега, наледи (по всей площади крыши): очищать крышу от снега следует со всех ее скатов, начиная от карнизов к коньку равномерно, не допуская перегрузки от снега отдельных участков. Для предохранения кровельного покрытия от повреждений снег убирается с крыши не полностью, а оставляется слой толщиной не менее 5 см.
Также с крыши не снимается и тонкий слой льда, за исключением свесов, где полная очистка необходима для предупреждения образования наледей и сосулек.
- 3.5.4 Очистку крыши от снега и наледи (по периметру на 1,5 м от края). Частичная уборка производится только на плоских крышах и зданиях с прочным покрытием.
- 3.5.5 Очистку крыш от сосулек.
- 3.5.6 Очистку от снега, наледи и сосулек карнизов, желобов, воронок водосточных труб и внутренних водостоков, а также выступающих элементов фасада.
- 3.6 Исполнитель осуществляет осмотр и прочистку отливов водосточных труб от наледи и мусора".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на 2024-20327 5 жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является оказание услуг по очистке крыши от снега, наледи и сосулек, при этом такой вид деятельности не относится к услугам по уборке задания, так как по своей сути является одним из видов текущего обслуживания здания, сооружения, ввиду чего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.36 Приложения не устанавливались Заказчиком. С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные в описании объекта закупки услуги (работы) не могут быть отнесены к услугам по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, так как не включают в себя уборку последних, а предполагает лишь очистку кровли, карнизов, желобов, воронок водосточных труб и внутренних водостоков, а также выступающих элементов фасада.
Согласно ч.8 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией. Комиссия Управления отмечает, что Свод Правил "СП 255.1325800.2016.
Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (далее - СП 255.1325800.2016) устанавливает общие эксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в условиях нормальной эксплуатации, при этом, п.9.2 СП 255.1325800.2016 определено, что в состав работ по текущему обслуживанию входят:
- исправление незначительных неисправностей, выявленных в ходе осмотров;
- проведение регламентных работ по регулировке и наладке систем инженерно-технического обеспечения, в том числе при подготовке к сезонной эксплуатации;
- проведение работ по подготовке здания (сооружения) к сезонной эксплуатации;
- санитарное содержание помещений здания (сооружения) и прилегающей территории;
- уборка снега;
- обеспечение работоспособности систем (станций) мониторинга технического состояния и динамического поведения конструкций и прилегающих грунтов (если такие системы установлены).
Таким образом, в состав услуг (работ) по текущему обслуживанию здания уборка снега выделена в отдельную категорию. Кроме того п.11.3 СП 255.1325800.2016 определено, что для предохранения строительных конструкций и оснований зданий (сооружений) от воздействия 2024-20327 6 атмосферных осадков и грунтовых вод следует в том числе обеспечивать своевременную очистку и удаления наледей и сосулек с карнизов и уборку, при необходимости, снега с кровли, организовывать уборку снега от стен здания (сооружения) на расстоянии не менее 2 м при наступлении оттепелей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что объект закупочной процедуры связан с текущим обслуживанием здания и не подпадает под условия применения п.36 Приложения к Постановлению N2571.
В силу нормы ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что объект закупки относится к услугам(работам) по уборке здания, сооружения.
На основании всего вышесказанного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.14 Приложения при проведении закупочной процедуры объектом которой являются работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Комиссия Управления отмечает, что дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную начальную (максимальную) цену контракта, на заключение которого осуществляется закупка. Вместе с тем, как отмечено Комиссией Управления, объектом закупки является оказание услуг по очистке крыш от снега, наледи и сосулек, которые относятся к работам по текущему обслуживанию здания в соответствии с положениями п.9.2 СП 255.1325800.2016, п.11.3 СП 255.1325800.2016, а также, согласно п.9.1 указанного свода правил, текущее обслуживание здания включает в себя подготовку здания (сооружения), его элементов и систем к сезонной эксплуатации, что является одной из задач технического обслуживания здания, следовательно, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 14 Приложения к постановлению N2571, применяемым при проведении закупки, объектом которой являются работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Таким образом, Комиссией Управления приходит к выводу, что объект закупочной процедуры относится к п.14 Приложения к Постановлению N2571, при этом начальная (максимальная) цена контракта, на заключение которого проводится закупка, превышает 1 млн. руб., ввиду чего Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.14 2024-20327 7 Приложения.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" на действия ГБУ "ГППЦ ДОНМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия. Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: А.А. Матюшенко О.А. Челнова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-20327
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 мая 2024 г. N 077/06/106-5903/2024 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - техническое обслуживание - государственные и муниципальные нужды - техническое состояние)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024