Резолютивная часть объявлена 02.05.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.05.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Мацола А.А. - Старший специалист 1 разряда отдела контроля закупок Управления;
- Сафонов С.И. - Специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Андроник Г.А. по доверенности N1592
от 26.04.2024;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи отсутствовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Аксиомед" (ОГРН:1236600044031, ИНН: 6679167843) от 25.04.2024 N 4141-ЭП/24, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перчаток медицинских (латексных) (извещение N0387200009124002588) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Аксиомед" (ОГРН:1236600044031, ИНН: 6679167843) от 25.04.2024 N 4141-ЭП/24, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перчаток медицинских (латексных) (извещение N0387200009124002588).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1) Заказчик обязан был обосновать установление характеристики "Манжета снабжена укрепляющим венчиком", что прямо предусмотрено статьей 33 Закона о контрактной системе.
2) Заказчик обязан был обосновать установление характеристики "Групповая упаковка (картонный блок) 100 для п. 1-6 и
50 для п. 7,8", что прямо предусмотрено статьей 33 Закона о контрактной системе.
3) Установленное Заказчиком требование о двойной хлоринации не является обязательной для указания на упаковке согласно разделу 8 ГОСТ Р 52239-2004.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Первый, второй и третий доводы рассматриваются в совокупности, так как они взаимосвязаны.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению N 0387200009124002588 установлено следующее:
В пунктах 1-6 Описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к групповым упаковкам (картонным блокам) товара 100; в пунктах 7-8 установлены требования к групповым упаковкам (картонным блокам) товара
50 с обоснованием включения дополнительной информации и сведений о товаре: "для удобства выдачи и использования в разных отделениях лечебного учреждения".
Также в Описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к манжете, которая должна быть снабжена укрепляющим венчиком.
В пунктах 1,2,3, технического задания Заказчиком установлены требования к маркировке упаковки, а именно, что упаковка должна содержать данные о всех материалах, из которых изготовлены перчатки, и информацию о двойной хлоринации с обоснованием включения данной характеристики: "Хлорированная поверхность более плотная и сухая на ощупь, предупреждает слипание перчаток, устойчива к химическим агрессивным средам, низкое содержание протеинов натурального латекса".
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, Заказчик при формировании Описания объекта закупки вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закон от 21 ноября 2011 года N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Предъявляя определенные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, Заказчик в первую очередь руководствуется тем, что изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Основной задачей законодательства Российской Федерации о контрактной системе, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно ГОСТ Р 52239-2004 (Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора) подобные требования не предусмотрены, а именно прим. 2 к п.3.3 гласит: "Манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик".
Пунктом 3.7. Методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" установлено: "Медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты:
- манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее);
- край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее).
Методическими рекомендациями MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для
профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 02.09.2016 г.) установлены общие требования, предъявляемые к выбору и применению медицинских перчаток однократного применения для снижения риска возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) и профессиональных заболеваний персонала медицинских организаций.
А именно п, 2.4. MP 3.5.1.0113-16 установлено, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Требования к венчику, установлены Заказчиком для обеспечения более надежной фиксации манжеты на предплечье, которая обеспечивает большую безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала.
Требование к перчаткам установлены исходя из потребностей заказчика его работников в товаре именно с такими эксплуатационными характеристиками, необходимыми для осуществления функций. На это прямо указывает пункт 2.6 Методических рекомендаций MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях"(далее - MP 3.5.1.0113-16) в котором указано, что медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска.
Требования о хлоринации установлены Заказчиком в техническом задание к внутренней поверхности перчаток. Однако согласно технологии изготовления и обработки перчаток, если производится хлорирование внутренней поверхности перчаток, то также производится и хлорирование внешней поверхности перчаток, то есть двойная хлоринации.
Разделом 8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (утв. постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 104-ст) установлены минимальные требования, а именно: 8.1 Общие положения
Маркировка перчаток должна включать в себя ссылку на настоящий стандарт. На этикетках могут быть использованы необходимые международные символы по ГОСТ Р ИСО 15223.
8.2 Единичная упаковка
подпункт 8.2.2 Упаковка нестерильных перчаток На упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию".
Однако, согласно ст. 4 "Материалы" MP 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях":
Перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ РИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Используемый краситель не должен быть токсичным. Вещества, используемые для обработки поверхности, должны быть биоразлагаемыми.
Перчатки, готовые для поставки потребителю, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13. По запросу потребителя изготовитель должен предоставить данные, подтверждающие соответствие этим требованиям.
Данные требования установлены, для проверки соответствия поставляемого товара требованиям контракта во время приёмки товара. Производители, которые выпускают перчатки с хлоринацией на упаковке указывают данную информацию.
При подготовке закупки Заказчиком исследован рынок перчаток с требуемыми характеристиками. На текущий момент заявленному описанию подходит не менее трёх производителей товара.
Более того, объектом закупки является поставка медицинских изделий, а не их изготовление. В связи с чем любой профессиональный участник рынка имеет возможность осуществить поставку товара, требующегося заказчику.
Кроме этого, Комиссия Управления отмечает, что выбранный Заказчиком код КТРУ 22.19.60.119-00000002 не содержит описания характеристик товара, в связи с чем заказчик применяет описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право Заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, описание объекта закупки составлено с учетом потребности заказчика и соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя являются необоснованными.
Жалоба ООО "Аксиомед" (ОГРН:1236600044031, ИНН: 6679167843) от 25.04.2024 N 4141-ЭП/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиомед" (ОГРН:1236600044031, ИНН: 6679167843) от 25.04.2024 N 4141-ЭП/24, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перчаток медицинских (латексных) (извещение N0387200009124002588) необоснованной:
1.1. Первый довод необоснованный.
1.2. Второй довод необоснованный.
1.3. Третий довод необоснованный.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Андрейцева Е.А.
Члены Комиссии: Мацола А.А.
Сафонов С.И.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 мая 2024 г. N 086/06/33-640/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024