Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Фисенко Е.В., членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н., - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А., в присутствии представителей: заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Мильковская районная больница" (далее - Заказчик): Колесникова Д.А. (по доверенности от 06.05.2024 N 2/2024), заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения" (далее - Заявитель): Суворина Ю.Г. (на основании протокола единственного учредителя от 01.02.2024 N 4), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку системы мониторинга физиологических показателей при перемещении пациентов (закупка N 0338300031924000015), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения поставщика путем электронного аукциона на поставку системы мониторинга физиологических показателей при перемещении пациентов (закупка N 0338300031924000015) (далее - Товар) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 22.04.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 980 000,00 рублей. 27.04.2024 в Камчатское УФАС России поступила размещенная 26.04.2024 в ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика. По мнению Заявителя, Заказчик должен был установить запрет на допуск товаров иностранного производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Заказчик не имел права устанавливать дополнительные характеристики к Товару. Заказчик в письменных пояснениях от 06.05.2024 N 887 с доводом жалобы не согласился.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 15 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в 2024-1309 2 соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием Перечня, при применении настоящего перечня в отношении радиоэлектронной продукции, для которой указаны коды номенклатурной классификации продукции по видам медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, следует руководствоваться соответствующими кодами. В отношении такой продукции коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) носят справочный характер и приведены для удобства пользования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. 2024-1309 3 Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2 и 4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ):
- каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка системы мониторинга физиологических показателей при перемещении пациентов, код ОКПД2 26.60.12.129, КТРУ - 26.60.12.129-00000217. Данный код ОКПД2 26.60.12.129 входит в Перечень со следующими наименованиями:
- 95.
Эндоскопические комплексы, соответствующие кодам 271710, 271720, 271740, 2024-1309 4 271780, 271790, 271800, 271830, 271850, 282950 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- 102.
Оториноскопы, соответствующие кодам 279450, 172070 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- 103.
Тонометры измерения внутриглазного давления, соответствующие кодам 172450, 172460 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- 104.
Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки. По смыслу представленных медицинских изделий, Товар не входит ни в одну из категорий по следующим основаниям. Система мониторинга физиологических показателей не относится к эндоскопическим комплексам, оториноскопам и тонометрам, так как это комплекс связанных между собой технически сложных устройств. К приборам и аппаратам для функциональной диагностики прочим, применяемым в медицинских целях, не включенных в другие группировки, не относится так как является системой непрерывного мультимодального мониторинга витальных показателей. Правила проведения функциональных исследований утверждены Приказом Минздрава России от 26.12.2016 N 997н "Об утверждении Правил проведения функциональных исследований" (далее - Приказ N 997н).
В соответствии с Приложениями NN 3, 6, 9, 12, 15 к Приказу N 997н кабинеты функциональной диагностики оснащаются следующим оборудованием: Приложение N 3 содержит: Электрокардиограф, Аппарат для измерения артериального давления, Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности, Аппарат для суточного мониторирования артериального давления, Спирограф, Электроэнцефалограф. Приложение N 6 содержит: Электрокардиограф, Аппарат для измерения артериального давления, Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности, Аппарат для суточного мониторирования артериального давления, Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов, Кардио-респираторный комплекс, Велоэргометр. Приложение N 9 содержит: Электроэнцефалограф, Электромиограф, Ультразвуковой аппарат. Приложение N 12 содержит: Спироанализатор. Приложение N 15 содержит: Велоэргометр, Стресс-тест система с велоэргометром или беговой дорожкой, Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов, Электрокардиограф 12-канальный, Аппарат для измерения артериального давления, Аппарат для холтеровского мониторирования сердечной деятельности, Аппарат для суточного мониторирования артериального давления, Спироанализатор, Бодиплетизмограф, Аппарат для объемной сфигмографии, Кардио-респираторный комплекс, Электромиограф, Электроэнцефалограф, Аппарат для регистрации вызванных потенциалов, медленных потенциалов, Тепловизор, Аптечка для оказания неотложной помощи, Дефибриллятор. Ни один из кабинетов не содержит системы мониторинга физиологических показателей при перемещении пациентов, следовательно, на данный Товар не распространяется действие Постановления N 878.
Заказчик включил в описание объекта закупки дополнительные характеристики (с пункта 9 по пункт 25) с обоснованием необходимости использования дополнительных 2024-1309 5 характеристик с ссылками на ГОСТ 56326-2017, что не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссия отмечает, что из положений норм Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. В документации о закупке должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к характеристикам Товара и их показатели являются значимыми для Заказчика, а потребность в Товаре с данными характеристиками - обоснованной. Описание объекта Закупки не противоречит требованиям, установленным статьями 33, 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.В. Фисенко Члены комиссии: С.Н. Парфирьева Е.А. Некрасова Исп.Некрасова Е.А. тел.8 (499) 755-23-23, 041-204 2024-1309 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 7 мая 2024 г. N 041/06/106-196/2024 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - иностранные государства - министерство здравоохранения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024