Резолютивная часть решения оглашена 02 мая 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 07 мая 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителей:
Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик) - _...,
ООО "Гранит" (далее - Общество, Поставщик) - __.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 12.04.2024 от исполнения государственного контракта N23-559 от 23.11.2023 на поставку запасных частей и расходных материалов для лазерных (светодиодных) принтеров, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (вх. от 24.04.2024 N2994-ЭП/24) о направлении сведений об ООО "Гранит" (644005, Омская область, г Омск, Красный пер, д. 2, помещ. 4, ИНН 5507238698) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 12.04.2024 от исполнения государственного контракта N23-559 от 23.11.2023 на поставку запасных частей и расходных материалов для лазерных (светодиодных) принтеров.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от 12.04.2024 от исполнения государственного контракта N23-559 от 23.11.2023 на поставку запасных частей и расходных материалов для лазерных (светодиодных) принтеров, рассмотрев представленные Обществом и Заказчиком материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, пришла к следующему.
По итогам электронного аукциона N0264100000223000235 между Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области и ООО "Гранит" 23.11.2023 заключен государственный контракт N23-559 на поставку запасных частей и расходных материалов для лазерных (светодиодных) принтеров на сумму 228 745,57 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 контракта установлено следующее: "Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке запасных частей и расходных материалов для лазерных (светодиодных) принтеров (далее - Товар) в количестве согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), прилагаемой к настоящему Контракту и являющейся его неотъемлемой частью".
Согласно пункту 4.2 контракта, поставка товара осуществляется не позднее 05.12.2023.
Пунктом 4.8 контракта установлено, что поставщик в срок не более 5 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа заказчика от подписания документа о приемке, указанного в пункте 4.3 настоящего раздела, устраняет замечания, послужившие основанием для такого отказа, и направляет заказчику документ о приемке в порядке, установленном в настоящем разделе.
Обязательства сторон установлены в разделе 5 контракта.
В рамках исполнения вышеуказанного контракта 01.08.2023 между ООО "Гранит" и ООО "ТД-Логистика" заключен договор купли-продажи N34.
23.11.2023 ООО "ТД-Логистика" направило в адрес ООО "Гранит" счет на оплату N0013690, согласно которому предлагается к поставке товар, в соответствии с приложением N1 к контракту от 23.11.2023 N23-559 (далее - Спецификация к контракту).
Согласно платежному поручению от 24.11.2023 NГРО0001742 ООО "Гранит" оплатило вышеуказанный счет N0013690 на сумму 168 000,00 руб.
Согласно сведениям в единой информационной системе в сфере закупок, поставка товара произведена Поставщиком 20.12.2023.
25.12.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика отказ от подписания документа о приемке, ввиду того, что закупаемые кассеты для принтеров в количестве 10 шт. имеют признаки товара, бывшего в употреблении, а именно:
- на пластиковых и металлических частях имеются потертости, царапины;
- присутствуют следы рассыпавшегося тонера;
- имеются трещины;
- на нескольких кассетах отсутствуют тормозные площадки;
- наблюдается переклейка штрих-кодов;
- у одной кассеты невозможно зафиксировать металлическую корзину для бумаги в нижнем положении, по причине отсутствия пластикового фиксатора;
- на подающих роликах присутствуют следы тонера;
- в нескольких кассетах для устранения поломки приклеен пластик черного цвета.
Поставщиком в адрес Заказчика было направлено гарантийное письмо от 26.12.2023 N158Г с обязательствами замены несоответствующего товара по качеству.
29.12.2023 ООО "Гранит" направило в адрес ООО "ТД-Логистика" претензию, в которой требовало незамедлительно произвести замену товара на товар надлежащего качества.
Письмом от 10.01.2024 N01 ООО "ТД-Логистика" уведомило ООО "Гранит", что замену поставленного товара сможет осуществить не ранее февраля 2024 года.
Товар, неудовлетворяющий требованиям Заказчика, изложенным в контракте, был заменен Поставщиком 27.02.2024.
12.03.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика отказ от подписания документа о приемке, согласно которому, при осмотре поставленных кассет приемочной комиссией Заказчика установлено следующее:
- на пластиковых и металлических частях имеются потертости, царапины, сколы;
- наблюдается выгорание на солнечном свете серого пластика кассет с приобретением характерной желтизны;
- имеются трещины;
- переклейка старых штрих-кодов на новые.
20.03.2024 ООО "Гранит" направило в адрес ООО "ТД-Логистика" претензию с требованием незамедлительно произвести замену товара.
Письмом от 27.03.2024 N25 ООО "ТД-Логистика" уведомило ООО "Гранит", что замену поставленного товара сможет осуществить не ранее июля 2024 года.
В материалы дела Поставщиком представлены письма, содержащие ответ на запрос о поставке товара от иных Поставщиков, соответствующего Спецификации к контракту от 23.11.2023 N23-559.
01.04.2024 ООО "МОФА" направило в адрес ООО "Гранит" письмо, согласно которому запрашиваемый товар возможен к поставке после 01.09.2024.
16.04.2024 ООО "Региональные Торговые Представители" направило в адрес ООО "Гранит" письмо, согласно которому запрашиваемый товар отсутствовал. В том числе, Общество ООО "Региональные Торговые Представители" пояснило, что из-за невозможности точно определить сроки поступления вышеуказанного товара, и, поскольку глобальные цепочки поставок подобной продукции пока не стабильны, рекомендуется учитывать возможный дефицит при планировании долгосрочных контрактов.
Установлено, что Заказчиком произведена частичная приемка товара на сумму 43 315,87 руб.
Общество 01.04.2024 направило в адрес Заказчика письмо с предложением перенести сроки поставки товара на сентябрь, либо рассмотреть возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон с частичной приемкой товара.
В связи с нарушением Обществом условий контракта, Заказчик 12.04.2024 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.2 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 12.04.2024.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
При решении вопроса о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных подрядчиков (поставщиков, исполнителем).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав представленные в материалы дела доказательства направления Заказчиком в адрес Поставщика уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением соответствующего решения и его размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, не усмотрела нарушений в порядке принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Так, материалами дела подтверждается, что Поставщик совершал действия, направленные на исполнение условий контракта, в части поставки товара в количестве, согласно Спецификации к контракту, в соответствии с пунктом 1.1 контракта, а также во исполнение п. 4.8 контракта устранял замечания, послужившие основанием для отказа от подписания документа о приемке. Кроме того, Общество фактически совершало действия, направленные на исполнение контракта, что подтверждается письмами, направленными в адрес ООО "ТД-Логистика" с требованием о замене товара на товар надлежащего качества.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных сторонами, не следует вывод о наличии у Поставщика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнение контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, не усматривает в действиях ООО "Гранит" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного государственного контракта от 23.11.2023 N23-559.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Гранит" (644005, Омская область, г Омск, Красный пер, д. 2, помещ. 4, ИНН 5507238698), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии Н.Е. Козлова
К.А. Телкова
Исп. Телкова К.А.
8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 мая 2024 г. N 068/10/104-274/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024