Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.05.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (далее - Заявитель, ПАО "Вымпел-Коммуникации") - <_>,
при участии представителя Министерства спорта Иркутской области (далее - Заказчик) - <_>,
при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - <_>,
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка модульного спортивного сооружения (Комплект N 4) для создания "умной" спортивной площадки", извещение N0134200000124002334, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 26 апреля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки Извещения, поскольку в соответствии с пунктом 5 описания объекта закупки Извещения Поставщик осуществляет шеф-монтаж товара. Шеф-монтажные работы подразумевают под собой: 1. Контроль за соблюдением правильности выполнения работ по распаковке доставленных ранее к месту установки отдельных блок-модулей, перевод их из транспортного положение в монтажные сотрудники (руководство подготовкой); 2. Контроль за соблюдением правильности выполнения работ по монтажу изделий сотрудниками (руководство сборкой); 3. Консультирование и информирование сотрудников по возникающим в ходе монтажа вопросам; 4. Проверка правильности сборки изделий. Сроки шеф-монтажных работ - с даты поставки до окончания монтажных работ, вместе с тем в Извещении не установлены сроки и порядок осуществления шеф-монтажных работ.
2) Заявитель в своей жалобе указывает, что в Извещении не установлено ограничение согласно Постановлению Правительства от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N878).
3) Заявитель указывает, что Заказчиком включены в проект контракта обязательства, не предусмотренные статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области 11 апреля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N0134200000124002334 "Поставка модульного спортивного сооружения (Комплект N 4) для создания "умной" спортивной площадки" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 104 000 000 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчику в рамках Федерального закона N44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик закупаемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Федерального закона N44-ФЗ следует, что Заказчик, осуществляющий закупку, согласно нормам законодательства о контрактной системе, при описании объекта закупки должен таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в извещении об осуществлении закупки.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является "Поставка модульного спортивного сооружения (Комплект N 4) для создания "умной", спортивной площадки".
В соответствии с пунктом 5 описания объекта закупки Извещения Поставщик осуществляет шеф-монтаж товара. Шеф-монтажные работы подразумевают под собой: 1. Контроль за соблюдением правильности выполнения работ по распаковке доставленных ранее к месту установки отдельных блок-модулей, перевод их из транспортного положение в монтажные сотрудники (руководство подготовкой); 2. Контроль за соблюдением правильности выполнения работ по монтажу изделий сотрудниками (руководство сборкой); 3. Консультирование и информирование сотрудников по возникающим в ходе монтажа вопросам; 4. Проверка правильности сборки изделий. Сроки шеф-монтажных работ - с даты поставки до окончания монтажных работ.
Вместе с тем, пунктом 1.1 Проекта контракта извещения о закупке установлено, что поставщик обязуется передать Заказчику модульное спортивное сооружение (Комплект N 4) для создания "умной" спортивной площадки (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 5 части 2 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" срок поставки товара: в течение 120 календарных дней с даты заключения контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках данной закупки не закупаются работы по монтажу указанного модульного спортивного сооружения. Монтаж спортивного сооружения (подготовка основания, подключение к инженерным сетям) будет осуществляться в рамках отдельной закупки муниципальным заказчиком - администрацией города Черемхово.
Таким образом, на заседании Комиссии установлено, что извещением о проведении электронного аукциона не определены сроки, порядок осуществления шеф-монтажных работ и их согласования, не предусмотрен исчерпывающий перечень третьих лиц, с которыми требуется осуществлять согласование, и которые, при этом, не являются стороной по контракту. Указанное ставит Поставщика в зависимость от неопределенных условий волеизъявления третьих лиц, что может повлиять на возможность исполнения обязательств по контракту надлежащим образом.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика ставят возможность поставщика исполнить обязательства по контракту в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что в свою очередь, определено отсутствием в Извещении условия и порядка осуществления шеф-монтажных работ для исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России считает данный довод Заявителя обоснованным.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 3 Постановления Правительства N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении закупки указан код позиции КТРУ 25.11.10.000 - "Здания сборные из металла", данная позиция не включена в перечень радиоэлектронной продукции.
Согласно извещению, объектом закупки электронного аукциона является "Поставка модульного спортивного сооружения (Комплект N 4) для создания "умной" спортивной площадки".
Пунктом 1.1 Проекта контракта извещения о закупке установлено, что поставщик обязуется передать Заказчику модульное спортивное сооружение (Комплект N 4) для создания "умной" спортивной площадки (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Таким образом, Заказчик правомерно не установил ограничения допуска согласно Постановлению N878, так как, указанный Товар не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства N878, соответственно в данной закупке Постановление Правительства N878 не подлежит применению.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N1466) предусмотрена обязанность подрядчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Согласно пункту 5.4.13 проекта контракта извещения о закупке поставщик обязан оплачивать поставленные соисполнителем товары, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком документа о приемке товара, отдельных этапов исполнения договора.
Таким образом, положения проекта контракта соответствуют требованиям действующего законодательства, данный довод Заявителя является необоснованным.
В силу подпункта "а" пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 5 (пять) заявок. Все участники были допущены к участию в данном аукционе. Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 26.04.2024 NЦПА1, приняли участие 5 участников закупки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 12,50%.
В данном случае допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Вымпел-Коммуникации" частично обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать;
4. Направить копию решения сторонам по жалобе;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024