Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.05.2024 года. Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: А.А. Светлакова - Заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями;
Члены Комиссии: В.С. Ворошилов - заместитель начальника отдела контроля закупок., К.В. Дресвянская - заместитель начальника отдела контроля закупок; в отсутствие представителей ОГБУЗ "Братская районная больница" (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии лица от 03.05.2024, при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "благомед" (далее - ООО "Благомед", Заявитель) - Третьяковой Я.В. (доверенность от 27.04.2024 г); рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку средств для ухода (подгузники, пеленки), извещение N 0334300104524000062, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44- ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку средств для ухода, извещение N 0334300104524000062.
Заявитель указывает, что заказчиком, в нарушение статьи 29, 51 Федерального закона N 44-ФЗ, при направлении проекта контракта на подпись участнику закупки не применены преференции для организации инвалидов по увеличению цены контракта на 15%. Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает их необоснованными. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 12 апреля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0334300104524000062 на поставку средств для ухода (далее - Извещение). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 571 456 руб 20 копеек. На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 NИЗК1 победителем закупки признана заявка N 116422923 с ценовым предложением 235 000 рублей 00 копеек. Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Частью 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Частью 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Частью 1 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное данной частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги. Указанные преимущества устанавливаются в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р. Частью 2 статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что действие данной статьи распространяется на:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов. Абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что общественная организация инвалидов - это организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться, в том числе в форме общественной организации. Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ предусмотрено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), преимущества, установленные статьей 29 Федерального закона N 44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные. Статьей 1 Устава общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ) определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации.
Согласно Уставу ВОИ, структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Структурными подразделениями ВОИ являются региональные и местные организации ВОИ. Инициатива создания новой организации ВОИ может исходить от органов управления ВОИ, органов управления региональной организации, а также от инвалидов.
Решение о целесообразности создания новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ. В пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация ВОИ (статья 17 Устава).
Таким образом, на основании решения ВОИ может быть создана только одна региональная организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая является частью многоуровневой структуры ВОИ. Из Уставов общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", Тюменской областной региональной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ТОРО ООО "ВОИ") следует, что ВОИ - это общероссийская общественная организация инвалидов, а ТОРО ООО "ВОИ" входит в структуру ВОИ как ее региональная организация (отделение). Уставный капитал ООО "Благомед" полностью состоит из вклада Тюменской областной региональной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам ООО "Благомед" составляет не менее 50%, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
Таким образом, ООО "Благомед" соответствует требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе и имеет право на получение преимуществ, предусмотренных частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе. Более того, в пункте 9 протокола подведения итогов данного запроса котировок в электронной форме указано, что цена контракта будет увеличена на основании статьи 29 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Подпунктом б пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта. Вместе с тем установлено, что Заказчиком размещен проект контракта на подпись участнику закупки без повышения цены контракта на 15%, чем нарушил часть 2 статьи 29, подпункт б пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 29, подпункт б пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены процедуры заключения контракта с победителем закупки и возврата контракта на этап направления для подписания проекта контракта победителю закупки с учетом повышающего 15% коэффициента в соответствии с частью 2 статьи 29, подпунктом б пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ;
4. Копии решения, предписания направить сторонам по жалобе;
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания 6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Светлакова Члены комиссии: В.С. Ворошилов К.В. Дресвянская Исп.Ворошилов В.С. тел.8(3952)24-32-31 вн. 038-141
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024