На основании поступившего обращения ООО "АйТи Компани", в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России от 22 апреля 2024 года N 038/2397/24,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: А.А. Светлакова - Заместитель руководителя - начальник отдела по борьбе с картелями;
участники Инспекции: Ворошилов В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России Иркутского УФАС России; Дресвянская К.В - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - ОГКУ "РЦ НКО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" ИНН: 3808267392, на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупки на сайте электронного магазина Иркутской области "Поставка прав на использование неисключительной лицензии Р7-Офис.Профессиональный (Десктопная версия)" (закупка N7541331) (далее - закупка малого объема).
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращение ООО "АйТи Компани";
- письменные пояснения Заказчика;
- извещение о проведении закупки на сайте электронного магазина N 7541331 на поставку прав на использование неисключительной лицензии Р7-Офис.Профессиональный (Десктопная версия), а также иные материалы дела.
Описательная часть
Исходя из доводов обращения ООО "АйТи Компани" следует, что Заказчик при проведении закупки малого объёма неправомерно отклонил заявку заявителя на основании отсутствия доступа к онлайн видео курсам.
09 апреля 2024 года заказчиком на сайте https://irkoblmarket.rts-tender.ru/ размещена закупка N 7541331 на поставку прав на использование неисключительной лицензии Р7-Офис.Профессиональный (Десктопная версия).
В размещенной закупке установлен КОД ОКПД2 - 58.29.50.000 / Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение.
Дата и время окончания подачи ценовых предложений - 12.04.2024 06:00.
Закупка осуществлялась на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6.2 технического задания (описание объекта закупки) данной закупки, помимо прочего, требуется доступ к образовательной веб-платформе с видеокурсами; Видеокурсы по теме: работа в офисном приложении (являющимся предметом закупки). Общая длительность видеокурсов не менее 4 часов.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заявителя, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, заказчик исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, заказчиком указаны технические характеристики к поставляемому товару, в соответствии со своей потребностью и необходимостью выполнения соответствующих функций.
Вместе с тем инспекцией установлен, а заявителем не опровергнут факт отсутствия в заявке у ООО "АйтиКомпани" сведений о наличии доступа к образовательной веб-платформе с видеокурсами; видеокурсы по теме: работа в офисном приложении (являющимся предметом закупки). Общая длительность видеокурсов не менее 4 часов.
При таких обстоятельствах в действиях Заказчика нарушений норм Федерального закона N44-ФЗ не установлено.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях ОГКУ "РЦ НКО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" инн: 3808267392 нарушений норм Федерального закона N44-ФЗ не установлено
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024