Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России: специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в дистанционном режиме рассмотрения обращения представителя заказчика: Богдановой Л.И. (приказ N 81-кр от 17.05.2019); в отсутствии ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения обращения; в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС 2 России от 29.03.2023 N 19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), обращение Федерального государственного бюджетного учреждения государственная станция агрохимической службы "Смоленская" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации об Индивидуальном предпринимателе Берг Кристине Александровне (далее также - Ответчик, Поставщик, Исполнитель) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Реактивы химические общелабораторного назначения" (извещение N0363100003424000005),
УСТАНОВИЛА:
22.02.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации об Индивидуальном предпринимателе Берг Кристине Александровне в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Реактивы химические общелабораторного назначения" (извещение N0363100003424000005).
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 21.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N 0363100003424000005.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 158 350,28 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений N ЦПА1 от 29.02.2024 на участие в электронном аукционе заявки подали 6 (шесть) участников закупки, которыми были сделаны следующие ценовые предложения:
- участником с идентификационным номером 116009392 - 64 514,92 руб. (снижение 59,26 %);
- участником с идентификационным номером 115976638 - 64 900,00 руб.;
- участником с идентификационным номером 115989407 - 80 700,00 руб.;
- участником с идентификационным номером 115996779 - 90 000,00 руб.;
- участником с идентификационным номером 115999532 - 120 00,00 руб.;
- участником с идентификационным номером 116000423 - 158 350,28 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 от 01.03.2024 все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям Извещения; участник закупки с идентификационным номером 116009392 (ИП Берг К.А.) был признан победителем и получил право подписать контракт. 3 15.03.2024 между Заказчиком и ИП Берг К.А. был заключен контракт N 0363100003424000005 на поставку химических реактивов (далее - контракт).
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить химические реактивы для нужд ФГБУ ГСАС "Смоленская", в соответствии с условиями контракта, описания объекта закупки (Приложение N1) и спецификации (Приложение N2), которые являются неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять этот товар и своевременно оплатить на условиях контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта включает в себя 4 стоимость поставляемого товара; расходы на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы (доставку, перевозку, разгрузку, подъем на этаж, уборку и вывоз упаковочного материала); расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей, и составляет 64 514,92 копейки, НДС не облагается на основании пункта 3 статьи 346.11 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставка товара осуществляется по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с. Печерск, ул. Автодорожная, д.3.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта срок поставки: в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения контракта.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта поставка товара осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными в объекте закупки и проекте контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта товар должен быть поставлен надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта поставка товара осуществляется в упаковке, предусмотренной производителем данного товара.
В соответствии с пунктом 5.3 контракта товар поставляется в специальной упаковке, соответствующей стандартам, ТУ, обязательным правилам и требованиям для тары и упаковки.
В соответствии с пунктом 5.7 контракта транспортировка, погрузка, разгрузка товара и подъем на этаж осуществляется силами и за счет средств Поставщика.
В соответствии с пунктом 5.9 контракта поставляемый товар должен соответствовать всем требованиям законодательства, иметь все необходимые сертификаты качества и заключения, которые Заказчик вправе затребовать от Поставщика в ходе приемки товара.
В соответствии с пунктом 7.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика поставки товара (партии товара) надлежащего качества, в объеме, и в сроки, предусмотренные контрактом, техническим заданием (Приложение N1) и спецификацией (Приложение N2).
В соответствии с пунктом 7.4.1 контракта поставщик обязан поставить товар в соответствии с условиями, предусмотренными контрактом, техническим заданием (Приложение N 1) и спецификацией (Приложение N2).
В соответствии с пунктом 7.4.3 контракта поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика, которая может быть направлена по средствам электронной почты, факсимильной связи, либо в письменной форме.
В соответствии с пунктом 14.2 контракта контракт может быть расторгнут в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона:
- по согласованию сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 16.1 контракта срок действия контракта начинается с момента его подписания обеими сторонами и действует до 30.06.2024, а в части оплаты - до полного его исполнения.
В соответствии с пунктом 16.2 контракта окончание срока действия контракта не 5 влечет прекращения обязательств и не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Как указано выше между Заказчиком и ИП Берг К.А. 15.03.2024 был заключен контракт N 0363100003424000005 на поставку химических реактивов; срок поставки товара до 30.06.2024 включительно. 29.03.2024 Заказчиком в адрес Ответчика была направлена претензия о том, что по состоянию на 29.03.2024 Исполнителем товар не поставлен. Однако ответа на претензию от Ответчика не поступило. В связи с ненадлежащим исполнением ИП Берг К.А. обязательств по контракту 09.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 09.04.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку ИП Берг К.А. в установленный частью 13 статьи 95 Закона 10 дневный срок не предпринял действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта, датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 22.04.2024.
Согласно пояснениям Заказчика, информацией о невозможности Ответчиком исполнить контракт он не располагает. Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на 6 осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 7 В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией 8 ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В результате осуществления Комиссией проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта было установлено, что Заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком соблюдена, а ИП Берг К.А. надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении.
Также Комиссия отмечает, что принимая решение о принятии участия в закупке/подавая заявку на участие в закупке, делая свое ценовое предложение ( в рассматриваемом случае снижение цены составило 59,26%) потенциальные исполнители (поставщики), как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к поставляемому товару, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений. При принятии своего решения Комиссия исходила из следующего:
- Ответчик не приступил к исполнению контракта;
- Заказчик не получил тот результат, на который рассчитывал при заключении рассматриваемого контракта - реактивы, необходимые для осуществления деятельности Заказчика не поставлены. Проанализировав представленную информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП Берг К.А. не исполнил надлежащим образом, предусмотренные контрактом обязательства; доказательств невозможности исполнения контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Ответчиком не представлено. Документы, подтверждающие принятие Ответчиком мер для своевременного исполнения взятых на себя обязательств, также отсутствуют. Следовательно, в действиях Ответчика при исполнении контракта усматривается недобросовестное поведение и у Комиссии имеются основания для включения в Реестр информации об Индивидуальном предпринимателе Берг Кристине Александровне. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и 9 статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением государственной станцией агрохимической службы "Смоленская" в отношении Индивидуального предпринимателя Берг Кристины Александровны (450039, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 84/1, кв. 49; ИНН 027304523569; ОГРНИП 323028000114140 дата регистрации 09.06.2023) включить в Реестр сроком на 2 (два) года в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 15.03.2024 N 0363100003424000005 на поставку химических реактивов.
2. Датой включения информации в отношении Индивидуального предпринимателя Берг Кристины Александровны (450039, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 84/1, кв. 49; ИНН 027304523569; ОГРНИП 323028000114140 дата регистрации 09.06.2023) в Реестр считать регламентированную дату размещения указанной информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 27 апреля 2024 г. N РНП 067/10/104-258/2024 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - участники закупок - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024