Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Юнитор" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Ленинградская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение N0318300428124000145) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями ст.8 Закона о контрактной системе, а именно: в Описании объекта закупки указаны характеристики, соответствующие продукции ООО "Медлекспром", ООО "Самарово".
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Ленинградская центральная районная больница" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N0318300428124000145).
Начальная (максимальная) цена контракта - 531 484,93 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в N настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику требуется к поставке "Средство дезинфицирующее", в связи с чем, Заказчиком установлены следующие коды КТРУ:
-по позиции 1- 20.20.14.000-00000006;
- по позициям 2, 3 - 20.20.14.000-00000005;
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По закупаемым позициям Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ - "форма выпуска". При этом, руководствуясь п.6 Правил, в связи с недостаточностью в КТРУ необходимых для Заказчика обязательных характеристик, указаны дополнительные требования к закупаемому товара, отвечающие потребностям Заказчика с приведением обоснования такого требования по каждой характеристике.
В описании объекта закупки Заказчиком установлено, что закупаемое дезинфицирующее средство должно иметь рекомендацию, подтвержденную фирмой "DETROX" (Турция) на совместимость с моечно-дезинфициующим аппаратом Detro Wash. В качестве обоснования указано: Обеспечение совместимости с оборудованием, используемым заказчиком, согласно п. 3689 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Законом о контрактной системе не установлена форма такого обоснования, ни его содержание.
Заявитель указывает, что Описание объекта закупки содержит характеристики дезинфицирующих средств, ограничивающих доступ товаров, производимых ООО "Юнитор".
Кроме того, Заявитель пояснил, что в силу реализации положений документа "Протокол N20 совещания по вопросу развития закупок продукции производителей Краснодарского края" (далее - Протокол N20) Заказчик формирует Описание объекта закупки исходя из ассортимента производителей, расположенных на территории Краснодарского края, что ограничивает свободное обращение продукции производителей других регионов.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик пояснил, что в соответствии с письмом официального представителя высокотехнологичного медицинского оборудования и дезинфицирующих средств "Detro Healthcare Kimya Sanayi A.S." , Турция, ООО "АС-МЕДИКАЛ" (исх. N33 от 24.04.2023 г.) в моюще-дезинфицирующих автоматических репроцессорах для гибких эндоскопов марки "Detro Wash" в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" п.3688, допускается использовать химические средства валидированные и указанные в эксплуатационной документации на МДМ "Detro Wash" , а именно "ДЕТРО ОПА", "ДЕТРО ФОРТЕ", "ДЕТРО ЭНЗИМ", "ДЕТРО АКТИВ", производства компании "Detro Healthcare Kimya Sanayi A.S.", Турция:
Использование химических средств, не рекомендованных производителем МДМ, может привести к некачественной и неэффективной обработке эндоскопической техники, а также к порче деталей МДМ "Detro Wash". Гарантийные обязательства в таких случаях не распространяются в полной мере на поставленную модель МДМ "Detro Wash".
Заказчик является специализированным лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N323).
В соответствии ч.3 ст.38 ФЗ N323 производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.20.16 N09-С-571-1414 указано, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования, совместное же применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством возможность применения медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется исключительно производителем медицинского оборудования.
С учетом изложенного, Заказчик при описании объекта Закупки, вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
В составе жалобы Заявителем не представлена информация в части указания конкретных позиций Описания объекта закупки, нарушающих или ограничивающих его права и интересы.
Заявителем не представлено доказательств и документов, подтверждающих, что указание Заказчиком при составлении описания объекта закупки характеристик, соответствующих потребности заказчика, повлекли каким-либо образом ограничение конкуренции и ущемили права и законные интересы Заявителя или иных лиц.
В соответствии с ч.2 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Минпромторг Краснодарского края не является субъектом контроля в рамках Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнитор" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300428124000145).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2024 г. N 417/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024