рассмотрев жалобу ООО "СОФ БАРО" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Кущевская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы-2)" (извещение N 0318300053124000254) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.04.2024 г. Заказчиком - ГБУЗ "Кущевская ЦРБ" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы-2)" (извещение N 0318300053124000254).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заказчиком по позициям 4, 7, 10 и 13 установлены дополнительные характеристики:
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ или ОКПД2 |
Характеристики товара, работы, услуги |
||||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об _) |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
|||
4 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 |
_ |
||||
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
_. | |||||||
7 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 |
_. |
||||
Механизм предотвращения повторного использования-поршень со специальным устройством самоблокирования и указание механизма самоблокирования в регистрационном удостоверении |
наличие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
_. | |||||||
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
10 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 |
_. |
||||
Механизм предотвращения повторного использования-поршень со специальным устройством самоблокирования и указание механизма самоблокирования в регистрационном удостоверении |
наличие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
_. | |||||||
13 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 |
_. |
||||
Механизм предотвращения повторного использования-поршень со специальным устройством самоблокирования и указание механизма самоблокирования в регистрационном удостоверении |
наличие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца |
соответствие |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
_. |
Таким образом, по позициям 4, 7, 10 и 13 Заказчик установил дополнительные характеристики товара: "Механизм предотвращения повторного использования-поршень со специальным устройством самоблокирования и указание механизма самоблокирования в регистрационном удостоверении", "Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле", "Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца" без надлежащего обоснования.
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в жалобе указывает, что установленные дополнительные характеристики содержатся в другом КТРУ 32.50.13.110-00018.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым при выборе необходимого КТРУ Заказчик, проанализировав характеристики, содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг, действующие регистрационные удостоверения на продукцию, в соответствии со своими потребностями сформировал описание товара и сделал выбор в пользу параметров товара, максимально удовлетворяющих потребности специалистов, выбрав код 32.50.13.1 10-00004564. Предложенный же Заявителем жалобы код КТРУ32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла" не может быть использован Заказчиком, поскольку описывает иной товар, который не содержит характеристик, описание которых бы удовлетворяло потребности Заказчика в полной мере, специалистам Заказчика требуются шприцы не только для подкожных, но и для внутримышечных инъекций.
В письме Минфина России от 23 марта 2020 г. N24-06-07/22512 "О рассмотрении обращения" рассмотрен вопрос о применении справочной информации позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), содержащих описание медицинских изделий, сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановления N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога в справочную информацию позиций каталога (раздел "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС)) по медицинским изделиям включается информация в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (далее - номенклатурная классификация). Так, в позиции каталога указываются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия, а также классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия (далее - классификационные признаки).
При этом указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Таким образом, довод жалобы необоснован.
Копию жалобы ООО "СОФ БАРО" в отношении третьего довода передать в Отдел контроля экономической концентрации, проверок и анализа Краснодарского УФАС.
Комиссия на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ БАРО" обоснованной в части нарушения п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Кущевская ЦРБ" МЗ КК нарушение п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Кущевская ЦРБ" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2024 г. N 023/06/33-2181/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024