Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Славянская центральная районная больница" МЗ КК - Кашевской В.В. (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "Аксиомед", рассмотрев жалобу ООО "Аксиомед" на действия Заказчика - ГБУЗ "Славянская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (катетеры периферические)" (извещение N0318300120824000197) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки соответствует товару конкретного производителя, что нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает участников электронного аукциона.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу жалобы. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Славянская центральная районная больница" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (катетеры периферические)" (извещение N0318300120824000197).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает, что по позициям Описания объекта закупки - Катетер для периферических сосудов (32.50.13.110/32.50.13.110-00004593) установлены характеристики , соответствующие продукции производителя B.Braun Melsungen, а именно:
1. Инъекционный порт Луер Лок с защитной крышкой расположен над крыльями
2. Вид крыльев для фиксации перфорированные.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позициям 1-7 требуется к поставке "Катетер для периферических сосудов" .
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N145) утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 Постановления N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания Описания объекта закупки следует, что Заказчиком в силу положений Постановления N145 по позициям 1-7 установлен код КТРУ 32.50.13.110-00004593 Катетер для периферических сосудов.
По закупаемым позициям Заказчиком установлены обязательные характеристики в соответствии с КТРУ - "Диаметр катетера, Инъекционный порт, Крылья для фиксации, Рабочая длина, Удлинительная трубка." При этом, руководствуясь п.6 Правил, в связи с недостаточностью в КТРУ необходимых для Заказчика обязательных характеристик, указаны дополнительные требования к закупаемому товара, отвечающие потребностям Заказчика с приведением обоснования такого требования по каждой характеристике.
С учетом п.5 и п.6 Правил Заказчиком указаны дополнительные требования и приведено обоснование их использования, а именно:
"13. Вид крыльев для фиксации - перфорированные - перфорация на крыльях обеспечивает дополнительную вентиляцию кожи пациента поле фиксации катетера - Значение характеристики не может изменяться участником закупки;
14. Инъекционный порт Луер Лок с защитной крышкой расположен над крыльями соответствие - для возможности дополнительных инъекций при инфузии и снижения риска смещения катетера при введении лекарственного средства через инъекционный порт".
Согласно доводам Заявителя вышеуказанные характеристики в совокупности соответствуют продукции единственного производителя и необоснованно ограничивают количество участников закупки.
Заказчик является специализированным лечебным учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического и хирургического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций, последствий и патологий.
Таким образом, Заказчик, разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам с соблюдением требований всех норм действующего законодательства, в том числе СанПиНов.
Кроме того, Заказчик пояснил, что товар приобретается Заказчиком для выполнения соответствующих государственных функций, обеспечения оказания высокотехнологичной и специализированной экстренной и плановой помощи пациентам хирургического профиля. Заказчик включил в документацию о закупке такие требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и обусловлены общехирургической практикой работы.
В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки
При этом, по мнению ФАС России, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя (Письмо ФАС России N ПИ/42497/22 от 27.04.2022 "О рассмотрении обращения").
Согласно предоставленным письменным пояснениям Заказчика вышеуказанным позициям Описания объета закупки соответствует не менее трех производителей:
- ФСЗ 2011/11044 СФМ Госпитал Продактс Гмбх" Германия;
- ФСЗ 2009/04838 ХИРАНА Т.Инжекта а.с. Словацкая Республика;
- ФСЗ 2010/062880" Б. Браун Мельзунгев АГ" Германия.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
При этом, Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Заявитель не представил доказательства соответствия установленных в Описании объекта закупки характеристик конкретному производителю.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия на основании ч.1, ч.3, ч.4 ст.105 и на основании ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиомед" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300120824000197).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 мая 2024 г. N 434/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024