Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя ООО "Стройтехно", в присутствии представителей государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Веселова Н.О. (доверенность от 14.12.2023 N61-юк), Дибаева Э.М. (доверенность от 14.12.2023 N60-юк), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Калмыкия (реестровый N 0318100043424000010), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.05.2024 поступила жалоба ООО "Стройтехно" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Калмыкия (реестровый N 0318100043424000010).
Согласно жалобе порядок оценки заявок Заказчика не соответствует действующему законодательству, а именно Заказчиком незаконно ограничен перечень контрактов (договоров), которые будут приниматься к оценке по нестоимостному критерию оценки.
Рассмотрение жалобы было назначено на 14 часов 45 минут 06.05.2024.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
08.04.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Калмыкия (реестровый N 0318100043424000010) (далее также - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 34 963 500,00 рублей.
Объектом закупки является установка элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Калмыкия, которая согласно пп. 3 п. 10 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, относится к работам по содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вместе с Извещением Заказчиком размещен файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Порядок Заказчика).
Согласно жалобе, Заказчиком незаконно ограничен перечень контрактов (договоров), которые будут приниматься к оценке по нестоимостному критерию оценки. При этом, по мнению Заявителя, Заказчик, устанавливая порядок оценки заявок, должен был руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Комиссия отмечает, что постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, но не определяет порядок оценки заявок.
Между тем, Комиссия считает жалобу обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Как следует из ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение Постановления N 2604).
Согласно п.2 Положения Постановления N 2604 "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок; "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки); "показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
В соответствии с п. 3 Положения Постановления N 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Как следует из пп. "а" п. 8 Положения Постановления N 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения применяются детализирующие показатели.
Согласно п. 24 Положения Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 25 Положения Постановления N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп. "а" п. 28 Положения Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Разделом VI Положения Постановления N 2604 установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Так, в силу пп. "в" п. 32 Положения Постановления N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Порядком Заказчика установлен нестоимостный критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателем которого является наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, а детализирующим показателем - общая цена исполненных участником закупки договоров.
При этом Порядком Заказчика предусмотрено, что к оценке принимается договор (договоры), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: договор (договоры), предусматривающий установку противоослепляющих экранов.
Таким образом, Заказчиком существенно ограничен перечень контрактов (договоров), которые будут приняты к оценке, что не соответствует пп. "в" п. 32 Положения Постановления N 2604, нарушает части 4, 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Указанное нарушение влечет необходимость выдачи предписания об его устранении.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехно" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Калмыкия (реестровый N 0318100043424000010) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим части 4, 8 ст. 32, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на установку элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Республике Калмыкия (реестровый N 0318100043424000010).
3. Выдать государственному заказчику ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 мая 2024 г. N 030/06/42-449/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024