Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком ГКУ ЯНАО "Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта N 3051 от 03.04.2024 на оказание услуги по миграции баз данных в единую программную платформу, цена контракта - 8 553 600,00 рублей, (извещение N 0190200000324003051), с ООО "Горизонт" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.04.2024 ООО "Горизонт" размещено в ЕИС Решение N 1 от 10.04.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 3051 от 03.04.2024 (далее - Решение).
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что Заказчиком в рамках муниципального контракта N3051 от 03.04.2024 на оказание услуг по миграции баз данных в единую программную платформу.
Согласно п. 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется оказать в соответствии с требованиям настоящего Контракта услуги по миграции баз данных в единую программную платформу (далее - услуги) и сдать Заказчику, а Заказчик обязуется принять результаты услуг и оплатить их.
Согласно Техническому заданию, при оказании услуг должны соблюдаться все интеллектуальные права правообладателей используемой Заказчиком Системы и смежных систем.
Также, в соответствии с Техническим заданием, Исполнитель в течение 3-х рабочих дней с даты заключения Контракта должен направить на электронную почту Заказчика cb@yanao.ru документы, подтверждающие законное право на использование Системы:
а) для Исполнителя, являющегося правообладателем копия свидетельства об официальной регистрации программ либо копия договора об отчуждении исключительного права на программу с копией документа, подтверждающего государственную регистрацию отчуждения исключительного права;
б) для Исполнителя, которому права на программы переданы автором или иным правообладателем копия действующего договора о передаче Исполнителю прав на использование программ, заключенный в письменной формеи устанавливающий объем, и способы использования программ либо иной документ, подтверждающий данное право.
Исполнитель, запросив необходимые документы правообладателя Системы (ООО "НПО "Криста"), получил отказ в заключении договора о передаче прав.
В связи с указанным обстоятельством, Исполнитель не имеет возможности оказать услуги, предусмотренные Контрактом.
Из пояснения Заказчика следует, что на основании главы 5 Технического задания к Контракту Исполнитель в течение 3-х рабочих дней с даты заключения Контракта должен направить на электронную почту Заказчика cb@yanao.ru документы, подтверждающие законное право на использование Системы. Датой представления Исполнителем документов, подтверждающих законное право на использование Системы считается 08 апреля 2024 года. Документы в указанный срок представлены не были.
Учреждением в адрес ООО "Горизонт" направлено требование от 10 апреля 2024 года N 89-2950/01-06/0229 о выполнении обязательств по Контракту.
Без совершения каких-либо действий по указанному требованию ООО "Горизонт" 10 апреля 2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение). К данному Решению ООО "Горизонт" было приложено письмо с объяснением об отсутствии возможности исполнения Контракта, что являлось главным основанием принятия данного Решения. Какие-либо нарушения по Контракту со стороны учреждения отсутствуют. На основании части 21 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ 23 апреля 2024 года Решение вступило в законную силу и Контракт был расторгнут. Обязательства по Контракту не исполнены.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 ГК Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Часть 1 статьи 451 ГК Российской Федерации определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает, что Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
10.04.2024 принято Решение подрядчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.04.2024 решение подрядчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 23.04.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа исполнителя от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, между ГКУ ЯНАО "Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО" (Заказчик) и ООО "Горизонт" (Исполнитель) был заключён государственный контракт N 3051 от 03.04.2024 на оказание услуги по переносу данных в единую программную платформу.
После проведения аукциона по закупке N 20190200000324003051, где ООО "Горизонт" было признано победителем, заказчик позвонил исполнителю для уточнения возможности предоставления документов, подтверждающих законное право на использование системы.
Для исполнителя, являющегося правообладателем, необходимо предоставить копию свидетельства об официальной регистрации программы или копию договора об отчуждении исключительного права на программу с копией документа, подтверждающего государственную регистрацию отчуждения исключительного права.
Если права на программу переданы автором или иным правообладателем, исполнитель должен предоставить копию действующего договора о передаче прав на использование программы, заключённого в письменной форме и устанавливающего объём и способы использования программы, или иной документ, подтверждающий данное право.
ООО "Горизонт" неоднократно обращалось к ООО НПО "Криста" с просьбой заключить договор и получить права на использование системы, однако получило устный отказ. 25 марта 2023 года компания направила официальный запрос с просьбой предоставить документы для рассмотрения в качестве партнёра. После переговоров и изучения методики работы с системой выяснилось, что сотрудникам ООО "Горизонт" необходимо пройти длительное обучение для работы с этой системой. Только после этого ООО "Горизонт" сможет оказать услугу заказчику. Однако этот вариант оказался невозможным из-за даты окончания исполнения контракта
10 апреля 2024 года ООО "Горизонт" направило ГКУ ЯНАО "Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО" письмо об одностороннем расторжении ранее заключённого контракта, поскольку не имело возможности оказать предусмотренную контрактом услугу. В течение всего срока действия контракта поставщик поддерживал постоянную связь с заказчиком.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон. С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Подрядчика таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Горизонт" представленную Заказчиком ГКУ ЯНАО "Централизованная бухгалтерия органов государственной власти ЯНАО" по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта N 3051 от 03.04.2024 на оказание услуги по миграции баз данных в единую программную платформу, цена контракта - 8 553 600,00 рублей, (извещение N 0190200000324003051), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля 2024 г. N 089/10/104-283/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024