Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
от Заявителя - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Новомед" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку шовного материала, начальная (максимальная) цена контракта - 1 483 084,92 рублей (извещение N 0190200000324004715) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте 15.04.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 25.04.2024;
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.04.2024;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.04.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы заявителя следует, что Заказчиком установлены требования к товару, ограничивающие конкуренцию
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в техническую часть извещения требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Исходя из жалобы Заявителя, ограничивающими, является указание в позициях NN1,4 требования к составу хирургической нити - 90% гликолида и 10% L-лактата.
Комиссей установлено, что позициям N1,4 в извещении соответствует - нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить.
Из письменных возражений Заказчика следует:
Согласно общей классификации химических веществ:
гликолаты - это соли и эфиры гликолевой кислоты, а
гликолид - это эфир гликолевой кислоты. Поэтому, гликолид является одним из представителей семейства гликолатов.
Выбор значения характеристики "гликолид" является обобщенным (усредненным) и в полной мере отражает потребности Заказчика, а также не противоречит описанию Номенклатурной классификации медицинских изделий по видам в КТРУ 21.20.24.120-000000011 - Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить.
Также согласно общей классификации химических веществ:
лактаты - это соли и эфиры молочной кислоты, а
лактид - это эфир молочной кислоты. Поэтому, лактид является одним из представителей семейства лактатов.
На текущий момент в РФ зарегистрировано несколько производителей шовных материалов, содержащих в своем составе L-лактат/лактид.
Таким образом можно считать равнозначными определения:
L-лактад и L-лактид
Гликолид и гликолат
Комиссией Управления установлено, при формировании аукционной документации, Заказчик провел анализ рынка, в связи с чем выявил не менее двух производителей товара отвечающим требуемым характеристикам:
1. ФСЗ 2010/06563, "Б.Браун Сурджикал С.А.", Испания, Новосин (Novosyn). (Вид 169980);
2. ФСЗ 2010/06042, "ЭТИКОН Эл-Эл-Си", США, ВИКРИЛ (VICRYL) 169980;
3. ФСЗ 2011/09370, "Ковидиен Ллс",США, Polysorb 169980;
4. ФСЗ 2010/06091, ООО "Футберг" , Республика Беларусь, Викрол 169980;
5. РЗН 2019/8479, ООО "Политехмед", Россия, ТИСОРБ 910 (ПОЛИГЛАКТИН).
Также исходя из жалобы Заявителя, ограничивающими, является указание в позициях N10, 11 требования к составу хирургической нити - из полигликоната.
Комиссий установлено, что позициям N10, 11 в извещении соответствует - нить хирургическая из полигликоната.
Согласно письменным пояснениям, Заказчик в описании объекта закупки не указывал требований к химическому составу шовного материала, а именно из полигликоната, его компонентов, технологии производства, испытаниям. Данная формулировка прослеживается только в наименовании товара согласно КТРУ.
Позиции КТРУ по медицинским изделиям формируются на основании номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N4н, соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542, с участием представителей отраслевых федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России), органов власти субъектов Российской Федерации, ведущих врачей и специалистов в соответствующей области, научно-исследовательских организаций.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных Росздравнадзором, в этой связи в целях исключения случаев начала осуществления заказчиком закупки на основании позиции каталога с характеристиками, которым в совокупности не может соответствовать ни одно зарегистрированное Росздравнадзором медицинское изделие, выработан подход, при котором описание позиций каталога формируется по результатам анализа всех характеристик всех конкретных зарегистрированных медицинских изделий, содержащихся в соответствующих регистрационных досье.
При этом необходимо отметить, что позиции каталога по медицинским изделиям, являющиеся обязательными для применения заказчиками при осуществлении закупок, в настоящее время размещены в единой информационной системе в сфере закупок на основе предоставленной Росздравнадзором информации в отношении всех видов НКМИ, по которым имеются зарегистрированные медицинские изделия конкретных производителей.
Также в ГОСТ 31620-2012 Материалы хирургические шовные, указаны материалы применяемые для изготовления шовных материалов, в котором указано, что содержание сырья по его видам в процентах устанавливают в нормативных документах на шовный материал конкретного вида. (Согласно приложения Б.2.2. Материалы рассасывающиеся:
- полигликолид (ПГ);
- полилактид (ПЛ);
- сополимер гликолида с лактндом (ПГЛ);
- сополимер гликолида с е-капролактоном (ПГК);
- полидиоксанон (ПДС);
- сополимер пара-диоксанона с триметиленкарбонатом;
- сополимер пара-диоксанона с триметиленкарбонатом и гликолидом;
- другие полимеры и сополимеры.
По структуре шовные материалы подразделяются на многофиламентные и мононити (ГОСТ 31620-2012 пункт 4.1.3.). Заказчику требуется монофиламентная (мононить) синтерическая рассасывающаяся нить. В сечении такая нить представляет собой однородную структуру с гладкой поверхностью. Такие нити отличаются отсутствием "эффекта пилы", как правило меньшей выраженностью реакции организма. На российском рынке представлено несколько видов мононитей: дексон, максон, монокрил, моносин, моносин квик.
Также Комиссией Управления установлено, при формировании аукционной документации, Заказчик провел анализ рынка, в связи с чем выявил двух производителей товара отвечающим требуемым характеристикам:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
ФСЗ 2010/06563, "Б.Браун Сурджикал С.А.", Испания, Моносин Квик (Monosyn Quick)
НКМИ 170230 |
ФСЗ 2011/09370, "Ковидиен Ллс" ,США Махоn, Махоn CV
170230 |
Нить хирургическая из полигликоната
21.20.24.120-00000008 |
Сроки эффективной поддержки раны, диапазон, дней |
|
6-7 |
|
Игла атравматическая |
да |
|
|
|
Способность рассасываться в тканях |
рассасывающаяся |
рассасывающаяся |
рассасывающаяся |
|
количество в упаковке |
|
36 |
36 |
|
тип |
1/2 окружности |
1/2 |
1/2 |
|
запрессовка нити в игле |
объемно-цилиндрический способ |
|
|
|
Длина иглы |
26 Миллиметр |
26 |
|
|
Игла |
колющая |
|
|
|
условный размер, USP (United States Pharmacopeias) |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
|
Количество игл на нити |
1 Штука |
|
|
|
метрический размер, EP (European Pharmacopeias |
3 |
3 |
3 |
|
Цвет |
неокрашенная |
неокрашенная |
неокрашенная |
|
Материал иглы |
антикорозийная аустенитная нержавеющая сталь |
|
|
|
Структура |
мононить |
|
мононить |
|
длина нити |
|
70 |
75 |
|
опрессовка нити в игле |
лазерное сверление |
|
|
|
Покрытие иглы |
силикон |
|
|
|
Срок полного рассасывания, день |
56 |
|
|
Регистрационный номер медицинского изделия |
Наименование организации - производителя |
Вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий |
Наименование медицинского изделия |
Описание материала |
ФСЗ 2010/06563 |
"Б.Браун Сурджикал С.А." |
170230 |
Моносин Квик (Monosyn Quick) |
производное сополимера, состоящего из 72% гликолида, 14% - капролактона 14% - триметилкарбоната |
ФСЗ 2010/06563 |
"Б.Браун Сурджикал С.А." |
170230 |
Моносин (Monosyn) |
состоящего из 72% гликолида, 14% - капролактона 14% - триметилкарбоната |
ФСЗ 2011/09370 |
"Ковидиен Ллс", США |
170230 |
Maxon, Maxon CV |
синтетический рассасывающийся монофиламентный шовный материал, изготовленный из сополимера гликолевой кислоты и триметиленкарбоната |
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что объект закупки сформирован таким образом, что совокупности характеристик товаров соответствует как минимум два производителя.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчик, являющийся учреждением здравоохранения, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения медицинского изделия.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Комиссия отмечает, что отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
На заседании Комиссии Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Таким образом, доводы Заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе путем установления в извещении требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованным.
В описании объекта закупки заказчик указал требование к определенному количеству единиц шовного материала в упаковке, а именно 12,
24,
36.
Заявитель считает, что производители хирургического шовного материала комплектуют групповые упаковки разным количеством единиц. На данном рынке представлены упаковки с количеством штук - 10, 12, 20, 25, 36, при этом российские производители хирургического шовного материала групповую упаковку количеством более 25 штук не комплектуют.
Комиссия Управления установила, при формировании аукционной документации, Заказчик провел анализ рынка, в связи с чем выявил производителей товара отвечающим требуемым характеристикам:
РЗН 2017/6386 "Б. Браун Сурджикал С.А." Материал шовный хирургический синтетический монофиламентный нерассасывающийся стерильный "Оптилен" (OptileneR) |
ФСЗ 2011/09369 "Ковидиен Ллс"
Surgipro, Surgipro |
ФСР 2008/03992 ООО "Волоть" Россия ПОЛИПРОПИЛЕН (монофиламентные) Нити хирургические в отрезках: 2. Нерассасывающиеся хирургические нити: - нити полипропиленовые, синтетические; |
ФСЗ 2010/06090 ООО "Футберг" Республика Беларусь Даклон (мононить - вид 256860 |
РЗН 2021/14913 ООО "ПТО "МЕДТЕХНИКА" Россия, Республика Татарстан
ПОЛИПРОПИЛЕН |
36 |
36 |
нет информации |
информация в инструкции отсутствует, из открытых источников 12/24/36 |
из открытых источников 12/24/36, в инструкции от 2 до 40 |
Кроме того, на заседании Комиссия Заказчик пояснил, что сформулировал условие "больше или равно 12 штук", "больше или равно 24 штук", "больше или равно 36 штук". Данная формулировка означает, заказчик готов принять к поставке групповые упаковки различной кратности. Такая формулировка позволяет соблюсти интересы и дает возможность принять участие в закупке различным поставщикам шовного материала.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Из довода Заявителя следует, что в позициях NN14, 19, 20 Заказчиком установлено требование к диаметру игл - 0,8382 мм в позиции N14, 1,016 мм - в позициях NN19, 20.
Комиссией установлено, что Заказчик, являясь учреждением здравоохранения, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения медицинского изделия.
Заказчик пояснил, что игла является важной составной частью шовного материала. Во всех областях хирургии применяются атравматические иглы, которые отличаются тем, что нить является продолжением иглы, причем игла используется лишь во время одной операции.
Диаметр иглы адаптируется к диаметру нити для формирования плавного перехода и обеспечения минимума повреждения сшиваемых тканей, позволяет снизить риск послеоперационных осложнений, происходит уменьшение количества крови в месте сшивания, уменьшает вероятность воспалений и уменьшает время заживления. Предупреждает вероятность образования грубого раневого канала (игла при своем прохождении создает грубый раневой канал, который значительно превышает размер нити. По этому каналу может развиваться воспаление тканей), разволокнения (поверхность становится неоднородной и шероховатой, из-за этого они могут травмировать и резать ткани подобно пиле. Помимо этого, между волокнами могут скапливаться инфекция, когда нить проходить в инфицированных тканях и передаваться на здоровую ткань) и травматизации нити. Сокращает трудо- и временные затраты на подбор иглы.
Приобретение шовного материала с иглой определенного поперечного сечения позволяет наиболее эффективно и атравматично прокалывать ткань.
Если диаметр иглы превышает диаметр нити, то теряется смысл атравматики, в той или иной мере данная характеристика влияет на исход операции.
Комиссия отмечает, что с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций, при условии, что такие требования не ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, указанные в описании объекта характеристики являются значимыми для Заказчика и необходимы для эффективного расходования бюджетных средств.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Заявитель утверждает, что в позиции N14 Заказчиком приведено требование к сроку рассасывания хирургической нити в диапазоне дней: 50 и
70. Вместе с тем, среди зарегистрированных в РФ хирургических рассасывающихся нитей отсутствует нити со сроком рассасывания, подходящим под данный диапазон значений.
Комиссия Управления установила, при формировании аукционной документации, Заказчик провел анализ рынка, в связи с чем выявил производителей товара отвечающим требуемым характеристикам:
Наименование товара |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
ФСЗ 2010/06042 "ЭТИКОН Эл-Эл-Си" США ВИКРИЛ (VICRYL) |
ФСР 2008/02206 ООО "Линтекс" Россия, г. Санкт-Петербург
"ПГА-90 рапид" |
РЗН 2023/20699 ООО "Футберг" Республика Беларусь, г. Минск "Викрол" |
Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить
21.20.24.120-00000011 |
срок полного рассасывания, диапазон, день |
|
50-70 |
42, в тканях со слабым кровоснабжением рассасывание может быть замедленным |
Полное рассасывание происходит за период 56 - 70 дней или Полное рассасывание происходит примерно к 42 дню |
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Комиссия отмечает, что отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
На заседании Комиссии Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Таким образом, доводы Заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе путем установления в извещении требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Новомед" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку шовного материала, начальная (максимальная) цена контракта - 1 483 084,92 рублей (извещение N 0190200000324004715), необоснованной.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 мая 2024 г. N 089/06/33-295/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024