Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель председателя Комиссии - Иванова А.В.
- Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М.
- заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П.
- старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Катайская спортивная школа" (далее - МБУ ДО "КСШ", Заказчик) Галченко И.М. (согласно выписки из ЕГРЮЛ является директором с 02.09.2013), в отсутствии представителя Индивидуального предпринимателя Спиридонова Дмитрия Петровича (далее - ИП Спиридонов Д.П., Подрядчик) - о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте проведения внеплановой проверки в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении обращения Заказчика в отсутствие представителя не поступало, рассмотрев обращение Заказчика - МБУ ДО "Катайская спортивная школа" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ИП Спиридонове Д.П., в связи с расторжением контракта по решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на капитальный ремонт здания МБУ ДО "Катайская СШ", согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" этого пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 24.04.2024 поступило обращение МБУ ДО "Катайская спортивная школа" (вх. N 1756-ЭП/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об Индивидуальном предпринимателе Спиридонове Дмитрии Петровиче, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на капитальный ремонт здания МБУ ДО "Катайская СШ" (номер реестровой записи в реестре контрактов 3450900308023000004).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее. 30.08.2023 МБУ ДО "КСШ" в единой информационной системе размещена закупка в форме электронного аукциона (извещение N 0843500000223005466) на капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Катайская спортивная школа". Начальная (максимальная) цена контракта - 10 010 010 рублей. 08.09.2023 по результатам проведенной процедуры закупки, аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, на основании решения контрольного органа о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) 22.09.2023 заключен контракт с индивидуальным предпринимателем Спиридоновым Дмитрием Петровичем.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункту 10.5 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. 03.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к Контракту) Подрядчик обязан выполнить работы до 01.03.2024, но в ходе мониторинга исполнения муниципальных контрактов установлено, что выполнение ремонтных работ Подрядчиком в рамках контракта не выполняются.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, ИП Спиридоновым Д.П. было допущено существенное нарушение условий Контракта. В связи с вышеизложенным на основании пунктов 1, 2 статьи 523 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 10.5 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 18.03.2024 в адрес Подрядчика была направлена претензия о необходимости исполнения обязательств, ответа на которую не поступило. Во исполнение требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, 04.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено и направлено Подрядчику в Единой информационной системе, ответа на которое так и не поступило.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 16.04.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик включить сведения об ИП Спиридонове Д.П. в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы,
установила
следующее.
В соответствии с нормой статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка действий субъектов контроля, в ходе которой установлено, что уполномоченным учреждением Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" 30.08.2023 в ЕИС размещено извещение N 0843500000223005466 о проведении электронного аукциона на Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Катайская СШ". Заказчиком является Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Катайская спортивная школа".
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанном аукционе не было подано ни одной заявки. 21.09.2023 Финансовым управлением Администрации Катайского муниципального округа на основании пункта 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой документарной проверки принято решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ИП Спиридоновым Д.П. 22.09.2023 между МБУ ДО "КСШ" и ИП Спиридоновым Д.П. заключен Контракт N ЭА-01-2023 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБУ ДО "КСШ".
Комиссия Курганского УФАС России проанализировав положения Контракта от 22.09.2023
установила
следующее. В пункте 1.1 Контракта прописано, что предметом Контракта (объектом закупки) является: капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Катайская спортивная школа" (далее - Объект). Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с утвержденным Заказчиком техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), а также в соответствии с перечнем и объёмами работ (приложение N 2 к Контракту), указанными в сметной документации, графиком выполнения работ (приложение N 3 к Контракту), обоснованием НМЦК (приложение N 4 к Контракту) и передать Заказчику результат выполненных работ в порядке, установленном Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.2 Контракта).
В силу пункта 2.1 Контракта сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта; окончание выполнения работ до 10.12.2023.
Отдельные этапы исполнения Контрактом не устанавливаются (пункт 2.3 Контракта).
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязан в полном объеме, своевременно (с соблюдением сроков, установленных графиком выполнения работ) и с надлежащим качеством выполнить работы на условиях Контракта (включая приложения к нему) (пункт 5.2.1 Контракта). Пункт 5.2.8 Контракта гласит, что Подрядчик обязан предоставлять Заказчику по результатам выполненных работ надлежаще оформленные акты, справки формы КС-2, КС-3 и иные документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. При этом, фактически выполненные Подрядчиком работы должны соответствовать видам, объемам и расценкам (в том числе включая материалы, учтенные соответствующей расценкой), определенным сметной документацией, в пределах цены Контракта.
На основании пункта 5.2.12 Контракта Подрядчик обязан устранять за свой счет выявленные в процессе выполнения работ недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае выявления недостатков (дефектов) выполненной работы, Заказчик составляет соответствующий акт, устанавливает разумные сроки устранения и направляет Подрядчику.
В силу пункта 5.2.16 Контракта Подрядчик обязан нести ответственность перед Заказчиком:
- за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение работ по Контракту привлеченными субподрядчиками, за координацию их деятельности;
- за случайное уничтожение и/или повреждение объекта до передачи результата выполненной работы Заказчику. Исходя из положений Контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком условий Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6.1.2 Контракта).
В соответствии с пунктами 6.1.4, 6.1.5 Контракта Заказчик обязан принять надлежаще выполненные Подрядчиком работы, соответствующие условиям Контракта, в установленном Контрактом порядке. Оплатить фактически выполненный и принятый Заказчиком объем работ в пределах цены Контракта, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. В пункте 10.4 Контракта стороны предусмотрели, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Существенным нарушением условий Контракта со стороны Подрядчика является:
- нарушение срока выполнения работ более чем на 10 календарных дней;
- нарушение технологии производства работ, требований действующего законодательства Российской Федерации в области строительства, и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации более 3 раз и не устранение мотивированных замечаний Заказчика в течение 10 календарных дней (пункт 10.5 Контракта). Комиссией установлено, что после заключения Контракта Подрядчик к выполнению работ приступил, частично их выполнил, согласно сведениям, размещенным в реестровой записи Контракта Заказчиком приняты и оплачены работы на сумму 3 909 862,80 рублей. Кроме того, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил Комиссии Курганского УФАС России, что Подрядчиком фактически выполнены работы на большую сумму, вместе с тем МБУ ДО "КСШ" в настоящее время рассматривается вопрос о проведении экспертизы строительного контроля в части установления качества выполненных работ по капитальному ремонту. В ходе рассмотрения обращения Заказчика Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено, что на основании пункта 5.2.12 Контракта Подрядчик обязан устранять за свой счет выявленные в процессе выполнения работ недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае выявления недостатков (дефектов) выполненной работы, Заказчик составляет соответствующий акт, устанавливает разумные сроки устранения и направляет Подрядчику. Из документов, представленных в материалы дела Заказчиком следует, что 01.04.2024 в адрес ИП Спиридонова Д.П. направлена претензия, в которой МБУ ДО "КСШ" пишет, что в результате демонтажа кровли в спортивном зале д/с "Гидравлик" была разрушена система освещения спортивного зала, повреждена противопожарная сигнализация, на стенах имеются следы протечек, сломан баскетбольный щит, повреждены подоконники и прочие дефекты. Представитель Заказчика пояснил Комиссии, что данные недостатки Подрядчиком не устранены, что свидетельствует о нарушении ИП Спиридоновым Д.П. пункта 5.2.12 Контракта. Кроме того, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в ходе исполнения Контракта стороны 29.12.2023 заключили дополнительное соглашение, согласно которому срок окончания работ указан - 29.02.2024.
Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. При рассмотрении обращения МБУ ДО "КСШ" Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в материалах дела отсутствуют пояснения ИП Спиридонова Д.П. о причинах ненадлежащего исполнения условий Контракта. Вместе с тем, согласно пункту 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с вышеназванными нормами права Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка действий Заказчика, в ходе которой в действиях МБУ ДО "КСШ" установлены нарушения частей 12.2, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Установленное Комиссией нарушение выразилось в несоблюдении Заказчиком порядка расторжения контракта, а именно направления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 03.04.2024 Подрядчику. Как было установлено Комиссией контрольного органа в сфере закупок рассматриваемый Контракт заключен на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным подрядчиком - ИП Спиридоновым Д.П.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 этой статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (часть 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Иными словами, поставщику (подрядчику, исполнителю) в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по надлежащему исполнению контракта. В рассматриваемом случае определение Заказчиком даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе повлекло за собой неверное определение даты начала течения срока, предусмотренного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, и, как следствие, фактическое непредоставление Подрядчику возможности устранить нарушения условий контракта и предпринять действия по его исполнению. В свою очередь, следствием ошибочного определения Заказчиком даты начала течения срока, предусмотренного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, явилось также неверное определение Заказчиком даты расторжения контракта (вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта), что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии Курганского УФАС России установлено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 11 от 03.04.2024) способами, предусмотренными часть 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, не направлено, следовательно, Заказчик и Комиссия не располагают сведениями о дате надлежащего уведомления ИП Спиридонова Д.П. о принятом МБУ ДО "КСШ" решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Несмотря на тот факт, что Заказчиком, должностным лицом Заказчика в реестровой записи N 3450900308023000004 сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N ЭА-01-2023, Комиссия контрольного органа в сфере закупок отмечает, что такой способ уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрен для неконкурентных процедур, каковым является контракт, заключенный с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Заказчиком не предоставлена предусмотренная Законом о контрактной системе возможность устранения причин, которые привели к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, законодательно установленный десятидневный срок МБУ ДО "КСШ" не соблюден.
На основании изложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что предусмотренный законодательством о контрактной системе порядок расторжения контракта Заказчиком нарушен, следовательно, прийти к выводу о том, что Контракт N ЭА-01-2023 от 22.09.2023 является расторгнутым, не представляется возможным. Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований частей 12.2, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем внесение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков даже при наличии в его действиях признаков недобросовестного поведения при исполнении обязательств по контракту возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, в том числе, в части соблюдения порядка, предусмотренного для уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт был заключен без проведения конкурентной процедуры, как это предусмотрено Законом о контрактной системе. Нарушение Заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке исключает возможность принятия решения о включении сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) независимо от наличия иных обстоятельств. В рассматриваемой ситуации оценке подлежат действия Заказчика по соблюдению порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес Подрядчика. При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об Индивидуальном предпринимателе Спиридонове Дмитрии Петровиче, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в целях включения сведений о таком участнике закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не достаточно.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, а также представленные Заказчиком документы Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об Индивидуальном предпринимателе Спиридонове Дмитрии Петровиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13, пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Информацию в отношении Индивидуального предпринимателя Спиридонова Дмитрия Петровича в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Катайская спортивная школа" нарушение частей 12.2, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.М. Стрижова М.П. Чеботина
2024-1485
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 2 мая 2024 г. N 045/10/104-205/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - товар. работа. услуга. - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024