Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, котировочная комиссия, комиссия по осуществлению закупок): ... (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Средняя общеобразовательная школа N15 города Нерюнгри" (далее - МБОУ "СОШ N15 г. Нерюнгри", заказчик): ... (директор), ... (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя МАГОМЕДОВОЙ ТАИБАТ МАГОМЕДРАСУЛОВНЫ (далее - ИП Магомедова Т.М., заявитель): не подключился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя МАГОМЕДОВОЙ ТАИБАТ МАГОМЕДРАСУЛОВНЫ на действия (бездействие) уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку тележек-хранилищ ноутбуков с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками для оснащения средствами обучения и воспитания, в рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования "На оснащение средствами обучения и воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15 города Нерюнгри" (извещение N 0816500000624006011), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Магомедовой Т.М. на действия комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы заявителя следует, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
05.04.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000624006011.
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 6 456 021,99 рублей.
На участие в закупке подано 6 (шесть) заявок, из них 3 (три) заявки признаны соответствующими требованиям извещения, 3 (три) заявки отклонены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Магомедовой Т.М. необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 по извещению N 0816500000624006011 заявка ИП Магомедовой Т.М. отклонена по следующему основанию:
"На основании п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке в соответствии с п.1 ч.12 ст.48 указанного закона, в связи с несоответствием предложенной характеристики товара по "габаритные размеры тележки глубина, размер ячеек тележки высота, размер ячеек тележки ширина, размер ячеек тележки глубина" заявки участника требованиям описания объекта закупки, п.п. 1 п. 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 и п. 3.1.2 подраздела 3.1 раздела 3 приложения 3 к извещению согласно ч.1 ст.49, п.п. "а" п.2 ч.1 ст.43 указанного закона (заявка участника содержит разночтение, неопределенность, имеет двусмысленное толкование в структурированной форме заявки и приложенной заявке "ТХ. Тележка", не позволяющее комиссии принять однозначное решение)".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу статьи 42 Закона о контрактной системе извещение содержит, в том числе, в виде приложения электронные документы - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
На основании вышеуказанных норм Закона о контрактной системе приложением N 3 к извещению установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по заполнению заявки участниками закупки.
Подпунктом 1 пункта 1.2.2 приложения N3 к извещению установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части предложения участника закупки в отношении объекта закупки должна содержать с учетом положений пункта 1.2.3 подраздела 1.2 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В пункте 3.1.2 приложения N 3 к извещению установлено, что информация, содержащаяся в заявке, не должна содержать недостоверные сведения, а также допускать разночтений, неопределенности или иметь двусмысленное толкование, не позволяющие комиссии принять однозначное решение.
Пунктом 3.2.2 приложения N3 к извещению установлено, что предложение участника закупки в отношении товара в соответствии с Инструкцией должно соответствовать требованиям к такому товару, установленным в описании объекта закупки. При представлении значений показателя характеристики товара не обязательно указывать конкретные значения можно просто скопировать описание объекта закупки (в том числе по отдельным позициям описания объекта закупки), что будет соответствовать требованиям извещения, за исключением случаев, когда представление конкретных показателей предусмотрено описанием объекта закупки и/или инструкцией по заполнению характеристик в заявке, включенной в структурированную форму описания объекта закупки в ЕИС. Если участник закупки указывает конкретные значения показателей товара (в том числе по отдельным позициям описания объекта закупки) они должны указываться внутри минимального и максимального пределов значений, либо выбрать из имеющихся значений и т.п., установленных заказчиком в описании объекта закупки, т.е. должно соответствовать внутри показателей, которые требует заказчик.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором сведений установлено, что участником закупки предложено следующее:
В структурированной заявке заявителя установлено, что в предложении в отношении объекта закупки указано:
При этом Заявителем в составе заявки приложен файл. Так в бумажной форме предложения указаны иные сведения:
При указанных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок, правомерно признала предложение участника ИП Магомедовой Т.М. не соответствующей требованиям.
Кроме того, относительно обстоятельств об отсутствии возможности изменения значений характеристик товара при подаче заявки на участие в закупке следует отметить, что на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Также, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно информации об объекте закупки габаритные размеры тележки должны соответствовать следующим показателям:
В подпункте 3.2.2 пункта 3.2 приложения N 3 к извещению четко указано, что предложение участника закупки в отношении товара в соответствии с Инструкцией должно соответствовать требованиям к такому товару, установленным в описании объекта закупки. При представлении значений показателя характеристики товара не обязательно указывать конкретные значения, можно просто скопировать описание объекта закупки (в том числе по отдельным позициям описания объекта закупки), что будет соответствовать требованиям извещения, за исключением случаев, когда представление конкретных показателей предусмотрено описанием объекта закупки и/или инструкцией по заполнению характеристик в заявке, включенной в структурированную форму описания объекта закупки в ЕИС. Если участник закупки указывает конкретные значения показателей товара (в том числе по отдельным позициям описания объекта закупки), то они должны указываться внутри минимального и максимального пределов значений, либо выбрать из имеющихся значений и т.п., установленных заказчиком в описании объекта закупки, т.е. должно соответствовать внутри показателей, которые требует заказчик.
При этом, отмечаем, что законодательство о контрактной системе не наделяет и не дает каких-либо прав комиссии по осуществлению закупок давать оценку установленным требованиям на их объективность, обоснованность и соответствие действующему законодательству, т.е. комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок фактически сравнивает показатели/информацию, содержащиеся в заявках участников закупки с требованиями, установленными в извещении.
Комиссия по осуществлению закупок исследует представленные заявки участников закупок исключительно на предмет их соответствия требованиям извещения и его приложениям, и их полномочия при проверке заявок на участие в аукционе нормативно ограничены проверкой их соответствия формальным требованиям извещения, комиссия по осуществлению закупок не вправе допускать к участию в аукционе заявки, не соответствующие сформулированным в извещении и его приложениях требованиям заказчика. Такие аналогичные выводы были сделаны в:
- определении Четвертого арбитражного суда от 31.08.2017 N 04АП-543/17 по делу N А19-21775/2016, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.12.2017 N Ф02-6509/17;
- постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.2019 N Ф08-8733/19 по делу NА01-197/2019.
При указанных обстоятельствах жалоба признана необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, об осуществлении закупки от 05.04.2024 N 0816500000624006011 предметом закупки является поставка тележек-хранилищ ноутбуков с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками для оснащения средствами обучения и воспитания, в рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования "На оснащение средствами обучения и воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15 города Нерюнгри".
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок заказчиком применен код ОКПД2 N 32.99.53.111 "Оборудование учебное для отработки практических навыков".
Изучив описание объекта закупки Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что в рамках данной закупки требуется к поставке тележки-хранилища ноутбуков, а также и сами ноутбуки, что также следует из названия.
Из смысла законодательства о контрактной системе заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки.
Комиссия Управления отмечает, что заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2) не свидетельствуют о правомерности описания объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе при наличии в каталоге позиции закупаемого товара, соответствующего общим целям и назначению такого товара.
При этом пояснений, которые однозначно указывали бы на то, что по своим обязательным для применения характеристикам имеющиеся позиции КТРУ не могут быть использованы для применения, Заказчиком не представлено.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в КТРУ описание указанного товара представлено следующими позициями: КТРУ 26.20.15.000-00000439 "Тележка-хранилище с системой подзарядки" (обязательно к применению с 06.03.2024 - Бессрочно), 26.20.11.110-00000001 "Ноутбук" (на момент публикации извещения позиция кода КТРУ обязательно к применению с 03.01.2024, в редакции от 04.12.2023 в версии 20):
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе ввиду неприменения имеющихся в каталоге позиций КТРУ на необходимый к поставке товар, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя МАГОМЕДОВОЙ ТАИБАТ МАГОМЕДРАСУЛОВНЫ на действия (бездействие) уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку тележек-хранилищ ноутбуков с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками для оснащения средствами обучения и воспитания, в рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования "На оснащение средствами обучения и воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 15 города Нерюнгри" (извещение N 0816500000624006011) необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Средняя общеобразовательная школа N15 города Нерюнгри" нарушившим часть 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2024 г. N 014/06/49-678/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024