Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председатель - П.В. Балобанов - руководитель Еврейского УФАС комиссии: России; Члены комиссии:
- С.Г. Черкашина - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России;
- С.Н. Свирид - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России, при участии:
- представителя государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Биробиджанский психоневрологический диспансер" Курочкина А.С. (копия доверенности N 07 от 29.01.2024); 2024-647 1 - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "НОРД" Ивановой Т.Н.; представителя Общества с ограниченной ответственностью "НОРД" Николаевой Л.Н. (доверенность б/н от 06.05.2024), рассмотрев обращение Областного государственного бюджетного учреждения "Биробиджанский психоневрологический диспансер" (679016, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Медгородок, д. 28; ИНН: 7901009682) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - Общество с ограниченной ответственностью "НОРД" (690016, ЕАО, г. Биробиджан, пер. Театральный, д. 4, помещ. 1-6, 37-41; ИНН: 7901529441; КПП: 790101001), в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта N 0878500000223001238 от 31.01.2024 на поставку средства дезинфицирующего (реестровый номер контракта 2790100968224000010; ИКЗ: 232790100968279010100100470022020244), в соответствии со 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступило обращение государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения "Биробиджанский психоневрологический диспансер" (далее - ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат", Заказчик) от 27.04.2024 вход. N 1211/24 о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Общество с ограниченной ответственностью "НОРД" (далее - ООО "НОРД", Поставщик), в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта N 0878500000223001238 от 31.01.2024 на поставку средства дезинфицирующего (реестровый номер контракта 2790100968224000010; ИКЗ: 232790100968279010100100470022020244).
Обращение подано в соответствии с требованиями ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В адрес Еврейского УФАС России от ООО "НОРД" представлены пояснения от 03.05.2024 вход. N 1239/24 следующего содержания: "По результатам электронного аукциона, объявленного извещением от 28.12.2023 N 0878500000223001234, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 N 0878500000223001234 между ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) и ООО "НОРД" (далее - Поставщик) заключен контракт N 0878500000223001238 от 31.01.2024 на поставку средства дезинфицирующего, общей ценой 2 000 000, 00 рублей (далее - Контракт от 31.01.2024).
Согласно пунктам 1.1.
- 1.2 Контракта от 31.01.2024 Поставщик обязуется поставить средство дезинфицирующее (далее - Товар), наименование, количество и иные характеристики которого указаны в спецификации (приложение 1 к Контракту от 2024-647 2 31.01.2024) и техническом задании (приложение 2 к Контракту от 31.01.2024), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. 06.03.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку N 284/1/24 от 05.03.2024 (далее - заявка), которой просил поставить одной партией весь товар по контракту. Поскольку Поставщик не поставил одной партией весь товар по контракту, Заказчик направил в адрес Поставщика требование (претензию) об исполнении обязательств N 336/24 от 21.03.2024 (далее - претензия), которым требовал в течение 10 календарных дней с момента получения претензии осуществить поставку всего товара. 16.04.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 433/24 от 16.04.2024, которое вступило в силу 27.04. 2024. 27.04.2024 Заказчик направил обращение в УФАС по ЕАО о включении в реестр недобросовестных поставщиков Поставщика. Поставщик считает, что нет оснований для включения последнего в реестр недобросовестных поставщиков по следующим основаниям. Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой юридической ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (пункты 4 и 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Федеральная антимонопольная служба не должна ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязана всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Поставщик считает, что при исполнении контракта он действовал добросовестно по следующим основаниям.
1) Пунктом 4.4.7 контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе односторонний отказ от его исполнения допустим по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не 2024-647 3 предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно пунктам 1-2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Срок исполнения обязательства по передаче товара является существенным условием договора поставки. При не согласовании сторонами такого срока договор признается договором купли-продажи, и нормы, регулирующие договор поставки, к нему не применяются. Пунктами 3.1, 11.1 Контракта от 31.01.2024 предусмотрены сроки поставки, согласно которым поставка товара осуществляется с момента заключения контракта до 31 12.2024 года отдельными партиями по предварительным заявкам Заказчика. Срок поставки отдельной партии: в течение 10 календарных дней с момента отправки заявки.
Согласно п. 1 ст. 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Поскольку стороны контракта согласовали условие о поставке товара отдельными партиями,
определили
срок действия контракта (по 31.12.2024 года), а периоды поставки не определили, то порядок поставки отдельных партий по контракту определяется исходя из п. 1 ст. 508 ГК РФ, регулирующей периоды поставки товаров - равномерными партиями помесячно. 06.03.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку N 284/1/24 от 05.03.2024, которой просил поставить одной партией весь товар по контракту, что нарушает порядок, сроки и условия поставки товара предусмотренного р. 3 Контракта от 31.01.2024 и не соответствует требованиям п. 1 ст. 508 ГК РФ.
Вместе с тем, Поставщик в соответствии с условиями контракта и п. 1 ст. 508 ГК РФ, помесячно партиями поставлял в адрес Заказчика товар, а именно:
- 12.03.2024 поставил Заказчику в полном объеме, предусмотренном контрактом, средство дезинфицирующее "Таблетки Хлорные номер 1" - 150 кг. (позиция N 5 в заявке);
- 16.04.2024 поставил Заказчику в полном объеме, предусмотренном контрактом, средство дезинфицирующее "Бриллиантовая сестричка 2" - 150 л. (позиция N 3 в заявке);
- 16.04.2024 поставил Заказчику средство дезинфицирующее "ДезХлорантин" - 180 кг. (позиция N 4 в заявке). При таких обстоятельствах основания для одностороннего расторжения контракта 27.04.2024 в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара, отсутствовали.
2) Для исполнения контракта и заявки Поставщик направил в адрес ООО "Владхимпром" заявку от 06.03.2024 (по заключенному между сторонами договору поставки N 18/01 от 19.02.2024) на поставку в адрес Поставщика товара, а именно:
- средства дезинфицирующего "Амфодез" - 6500 л. (позиция N 1 в заявке);
- средства дезинфицирующего "Септострим" - 150 л. (позиция N 2 в заявке). Указанный выше товар является габаритным и особым грузом, который подлежит 2024-647 4 перевозке в отдельном контейнере ж/д транспортом. ООО "Владхимпром" 03.04.2024 отправило указанный товар с терминала транспортной компании в городе Москва до ст. Биробиджан (в адрес Поставщика), что подтверждается товарно-транспортной накладной N 75913 от 03.04.2024.
Указанный товар должен был прийти в адрес Поставщика в конце апреля 2024 года, что позволило бы Поставщику исполнить заявку Заказчика. Поставщик контролировал доставку груза в свой адрес, направлял запросы, в том числе письменные и 25.04.2024 получил официальный ответ на запрос от транспортной компании ООО "Азбука логистики" из которого следовало, что контейнер с товаром для Поставщика был погружен 05.04.2024 и отправлен со станции Ворсино МСК (183502) на платформе 98079205 в пункт назначения на станцию Хабаровск 2 ДВС (970001) 09.04.2024.
Вместе с тем ОАО РЖД введены ограничения по движению контейнерных поездов на станции Дальнего Востока в связи с перегруженностью существующей инфраструктуры из-за увеличения грузопотока приоритетных грузов (уголь, нефтепродукты, руды железной). Кроме того, по состоянию на 25.04.2024 платформа 98079205 отстранена от движения на станции Красноярск - Восточный по причине неисправности колесной пары и направлена в депо ремонта. Указанные обстоятельства не позволили Поставщику поставить Заказчику весь товар, предусмотренный контрактом в срок до 27.04.2024 года (предполагаемая дата расторжения контракта), но у Поставщика имелась возможность поставить товар в мае 2024 года, о чем последний писал Заказчику в гарантийном письме, что соответствовало условиям контракта о сроках поставки. При таких обстоятельствах Поставщиком предприняты все меры для исполнения контракта, что не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков". На заседании Комиссии:
- представитель Заказчика, доводы изложенные в письме от 27.04.2024 исх. N 495/24 (вход. N 1233/24 от 02.05.2024) к обращению о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 27.04.20247 вход. N 1211/24 поддержал в полном объеме;
- представители ООО "НОРД" доводы, изложенные в пояснениях к обращению о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 036.05.2024 исх. N 0001 (вход. N 1239/24 от 03.05.2024) поддержали в полном объеме. По результатам рассмотрения всех документов и сведений, представленных Заказчиком, пояснений и документов, представленных Поставщиком, а также сведений, размещенных на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, заслушав представителей Заказчика и Поставщика, в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее. 28 декабря 2023 года на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер по адресу: http://www.rts- 2024-647 5 tender.ru уполномоченным учреждением - Областным государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок ЕАО" размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0878500000223001238 и электронные документы. в которых содержится следующая информация:
- наименование объекта закупки: поставка средства дезинфицирующего;
- начальная (максимальная) цена контракта: 4 293 125, 50 руб. и т.д.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 N ИЭА1 победителем электронного аукциона признана заявка под идентификационным номером, присвоенным оператором электронной площадки 115719291 (ООО "НОРД", ИНН: 7901529441). 31.01.2024 года между ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат" и ООО "НОРД" заключен государственный контракт N 0878500000223001238 на поставку средства дезинфицирующего (далее - Контракт от 31.01.2024).
Цена контракта 2 000 000, 00 руб. Реестровый номер контракта: 2790100968224000010.
ИКЗ: 232790100968279010100100470022020244.
В соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8-11, 13-19, 21-23 и 25 ст. 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен 2024-647 6 поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 4.3 р. IV Контракта от 31.01.2024 Заказчик обязуется:
- обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом (п.п 4.3.1);
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что (п.п. 4.3.2):
а) Поставщик и (или) поставляемый Товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому Товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (п.п. 4.3.3):
- 4.3.3.1.
Заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
- 4.3.3.2.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 4.3.3.1 автоматически с использованием единой информационной системы направляется Поставщику. Датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик;
- 4.3.3.3.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с пунктом 4.3.3.2 считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта;
- направить Заявку на получение Товара в соответствии с приложением 3 к Контракту Поставщику (п.п. 4.3.6) и т.д.
В соответствии с р. III Контракта от 31.01.2024:
- товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего 2024-647 7 Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 10 (десяти) календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком. Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара по Заявке направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара (п. 3.1);
- поставка Товара по Заявкам осуществляется Поставщиком по адресу: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Медгородок, д. 28 (п.
3.2) и т.д.
Согласно р. XI Контракта от 31.01.2024:
- контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2024 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения не исполненных обязательств Сторон по Контракту (п. 11.1);
- расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.ч. 9 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе (п. 11.2).
К Контракту от 31.01.2024 представлено Приложение N 1 "Спецификация на поставку средства дезинфицирующего", согласно которому Поставщик должен поставить следующие дезинфицирующие средства:
- "Амфодез" - 6 500 л. на сумму 1 703 000, 00 руб.;
- "Септострим" - 150 л. на сумму 38 400, 00 руб.;
- "Бриллиантовая сестричка 2" - 150 л. на сумму 25 800, 00 руб.;
- "ДезХлорантин" - 600 кг. на сумму 165 000, 00 руб.;
- "Таблетки хлорные номер 1" - 150 кг. на сумму 67 800, 00 руб.
В силу ч. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ) (ч. 2 ст. 525 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя. Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде. 2024-647 8 В материалы дела Заказчиком 05.03.2024 исх. N 284/1/24 представлена заявка на поставку дезинфицирующих средств, направленная в адрес ООО "НОРД", а именно:
- "Амфодез" - 6 500 л.;
- "Септострим" - 150 л.;
- "Бриллиантовая сестричка 2" - 150 л.;
- "ДезХлорантин" - 600 кг.;
- "Таблетки хлорные номер 1" - 150 кг. Заказчиком данная заявка отправлена поставщику по электронной почте 06.03.2024.
В заседании Комиссии установлено и представителем Заказчика подтверждено, что товар должен быть поставлен Поставщиком в полном объеме единой партией и Поставщик должен был поставить данный товар в течение 10 календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком, а именно до 16.03.2024 года включительно. По результатам представленных в материалы дела документах, а также информации, размещенной в ЕИС, Комиссией установлено, что Поставщиком были поставлены следующие дезинфицирующие средства:
- "Бриллиантовая сестричка 2" - 150 л. на сумму 25 800, 00 руб., что подтверждается счет-фактурой N 215 от 16.04.2024 и платежным поручением N 1415 от 24.04.2024;
- "Таблетки хлорные номер 1" - 150 кг. на сумму 67 800, 00 руб., что подтверждается счет-фактурой N 131 от 21.03.2024 и платежным поручением N 1074 от 29.03.2024.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что заявка на поставку дезинфицирующих средств ООО "НОРД" направлена Заказчиком полностью на весь товар в полном объеме, тогда как товар Заказчику должен был поставляться партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Условий о поставке товара по заявке в полном объеме (единой партией) Заказчиком в Контракте от 31.01.2024 не установлено. Заказчиком в адрес ООО "НОРД" направлено требование (претензия) об исполнении обязательств от 21.03.2024 исх. N 336/24, в котором указано следующее: "...п. 3.1 Контракта от 31.01.2024 Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании заявки Заказчика на поставку Товара... Поставка Товара по заявкам осуществляется в течение 10 (десяти) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком. 06.03.2024 по электронной почте, указанной в р. 14 Контракта от 31.01.2024, ООО "НОРД" направлена заявка на поставку товара согласно Контракту. 12.03.2024 поставщиком осуществлена поставка, а Заказчиком принят товар: дезинфицирующее средство "Таблетки хлорные N 1" в количестве 150 упак. По состоянию на 19.03.2024 поставщиком не осуществлена поставка товара согласно заявке: средство дезинфицирующее "Амфодез" - 6 500 л., средство дезинфицирующее "Септострим" - 150 л., средство дезинфицирующее "Бриллиантовая сестричка 2" - 150 л., средство дезинфицирующее "ДезХлоратин" - 600 кг.
В соответствии с п. 4.1.1 Контракта от 31.01.2024 Поставщик обязан поставить Товар в порядке и количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Таким образом, установлен факт нарушения Поставщиком условий Контракта, указанных в п.п. 1.1, 3.1, 4.1.1 Контракта...". В ответ на данное претензионное письмо ООО "НОРД" направило в адрес Заказчика письмо от 10.04.2024 исх. N 2, в котором указано следующее: "...Перед участием 2024-647 9 в электронном аукционе наша компания запросила коммерческие предложения у производителей дезинфицирующих средств. Нами были получены коммерческие предложения, но производитель дезинфицирующих средств "Амфодез" и "Септострим" предупридил о том, что им потребуется какое-то время на изготовление 6 650 литров средств. Производство данной продукции находится в городе Тольятти. На данный момент данное количество дезинфицирующих средств изготовлено и отгружено в транспортную компанию из г. Москва. ООО "НОРД" предприняло меры по недопущению нарушения условий поставки товара по контракту. Невозможность исполнения в срок не зависит от нашей воли. Мы предприняли все зависящие от нас меры, заказали и оплатили товар. На сегодняшний день товар по данному контракту заказан и находится по пути в г. Биробиджан. В данный момент мы ждем приход дезинфицирующих средств в Биробиджанский терминал транспортной компании. Так как данный товар отправлен из г. Москвы и для транспортной компании требуется какое-то время для доставки товара в г. Биробиджан. Данные обстоятельства считаю форс-мажорными и не зависящими от нас.
Согласно п. 9.1 Контракта от 31.0.2024 Стороны не несут ответственность за полное или частичное неисполнение предусмотренных Контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
Согласно положения ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для лица осуществляющего предпринимательскую деятельность, предусматривает возможность освобождения ответственности за нарушенные обязательства, в случае, если докажет, что такое неисполнение произошло в следствии обстоятельств непреодолимой силы...". В подтверждение доводов, указанных ООО "НОРД" в вышеуказанном письме и в пояснениях в материалы дела представлены копии следующих документов:
- договор поставки N 18/01 от 19.02.2024, заключенный между ООО "Владхимпром" (Поставщик) и ООО "Норд" (Покупатель);
- запрос ООО "НОРД" от 06.03.2024 б/н на поставку дезинфицирующих средств, согласно договора поставки N 18/01 от 19.02.2024 на дезинфицирующие средства Амфодез (6 500 л.) и Септострим (150 л.);
- товарно-транспортная накладная N 75913 от 03.04.2024 ООО "Азбука логистики";
- платежные поручения: N 89 от 19.03.2024 и N 90 от 21.03.2024 на сумму 1 200 000, 00 руб., плательщик: ООО "НОРД", получатель: ООО "Владхимпром" (оплата по счету N 10 от 07.03.2024 дезинфицирующих средств Амфодез (6 500 л.) и Септострим (150 л.) на сумму 1 329 400, 00 руб.;
- письмо ООО "НОРД" от 25.04.2024 б/н, направленное в адрес ООО "Азбука логистики", в котором сообщается, что 03.04.2024 на склад ООО "Азбука логистики" в Москве сдан груз для ООО "Норд" от ООО "Владхимпром" согласно ТТН N 00075913 и просьбе сообщить срок доставки данного груза на терминал в г. Биробиджан;
- письмо ООО "Азбука логистики" от 25.04.2024 б/н, в котором сообщается, что в связи с ограничением технических планов на Восточный полигон, а также загруженностью железнодорожной инфраструктуры, в данный момент происходят задержки отправок контейнерных поездов со станций Москвовской ж.д.
Также в данном письме сообщено, что NGNU8537692 был погружен 05.04.2024 и отправлен со станции Ворсино МСК (183502) на платформе 98079205 в пункт назначения на станцию Хабаровск II ДВС (970001) 09.04.2024.
По состоянию на 25.04.2024 платформа 98079205 отстранена от движения на станции Красноярск-Восточный КРС (890201) по причине неисправности 2024-647 10 колесной пары и направлено в депо ремонта. 16.04.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 31.01.2024 (исх. N 433/24), в котором сообщается, что в связи с неоднократным нарушением п.п. 1.1, 3.1, 4.1.1 Контракта от 31.01.2024. выразившееся в неисполнении существенных условий контракта: поставка товара не в полном объеме, нарушения срока поставки, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 31.01.2024 на поставку средства дезинфицирующего. Комиссией Еврейского УФАС России установлено, что Заказчиком 16.04.2024 года сформировано и размещено с использованием единой информационной системы решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 31.01.2024, в связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
Таким образом, в соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым с 27.04.2024.
На заседании Комиссии установлено и материалами дела подтверждается, что 17.04.2024 ООО "НОРД" в адрес ОГБУ "Биробиджанский психоинтернат" направлено гарантийное письмо (по решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.04.2024 исх. N 433/24), в котором сообщается, что в феврале 2024 года Обществом были сделаны заявки производителям дезинфицирующих средств, в том числе была сделана заявка производителю ООО "Владхимпром", который по заявке изготовил весь объем требуемых дезинфицирующих средств. Данный товар отгружен транспортной компанией "Азбука логистики" 03.04.2024 согласно ТТН N 00075913.
Также указано, что на сегодняшний день дезинфицирующие средства данного производителя находятся по пути в г. Биробиджан и поступят на склад в начале мая 2024 года. В связи со всеми обстоятельствами, ООО "НОРД" гарантирует поставку дезинфицирующих средств в полном объеме. Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируется ст. 104 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе 2024-647 11 от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На основании представленных доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, следует, что ООО "НОРД" осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по Контракту от 31.01.2024.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. 2024-647 12 При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139О, от 07.02.2002 N 16- О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Поставщика направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Комиссией установлено, что срок по Контракту от 31.01.2024 не истек и у Поставщика была возможность его исполнить до 31.12.2024 года.
На основании вышеизложенного, ООО "НОРД" после заключения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела Общества предоставлены документы (переписка) с заказчиком, а также поставлена часть товара. Поставщик направлял Заказчику письма, в которых информировал о задержке поставки товара, сообщал о причинах такой задержки, уведомлял, что такая задержка происходит по независящим от Общества обстоятельствам, сообщал о предполагаемых датах поставки товара. Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ООО "НОРД" осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту. Комиссия Еврейского УФАС России, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства 2024-647 13 Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Областным государственным бюджетным учреждением "Биробиджанский психоневрологический интернат" по включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - Общество с ограниченной ответственностью "НОРД" (ИНН: 7901529441) по факту расторжения в одностороннем порядке государственного контракта N 0878500000223001238 от 31.01.2024 на поставку средства дезинфицирующего (реестровый номер контракта 2790100968224000010) в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не включать.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области. Председатель комиссии П.В. Балобанов Члены комиссии: С.Г. Черкашина С.Н. Свирид 2024-647 14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 8 мая 2024 г. N 079/06/104-10/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - договор поставки - срок поставки - односторонний порядок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024