Резолютивная часть решения объявлена - 06.05.2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 08.05.2024 г .
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе: Председатель Комиссии - Ностаева Н.В., руководитель Калмыцкого УФАС России, Бембеев Д.И.
- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России, Габунов А.В.
- член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России, 24.04.2024 г. в присутствии представителей по доверенности по связи ВКС: представителей Заказчика - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия - Дорджиев В.Б. (доверенность Nбс/4 от 13.02.2023 г.), Батаев Б.В. (доверенность Nбс/4 от 13.02.2024 г.); представителя Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Бимбеева А.В. (Руководитель); Заявителя - АО 2024-854 "Удачное" - Алексеев Д.В. (доверенность N1 от 02.05.2024 г.), рассмотрев в открытом заседании жалобу АО "Удачное",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России (вх. N1543-ЭП/24) 27.04.2024, поступила жалоба от АО "Удачное" на действия Заказчика - Министерство здравоохранение Республики Калмыкия; Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия, при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка систем непрерывного мониторинга глюкозы для детей в возрасте от 2-х до 4-х лет за счет средств 2024 года", реестровый номер извещения N 0105500000224000629.
Заявитель указывает, извещение при проведении электронного аукциона в электронной форме нарушает Законодательство о контрактной системе. Заказчик представил письменные пояснения вх. N (1595/ЭП/24 от 03.05.2024 г.) по существу жалобы, согласно которым считают ее необоснованной. Уведомлением от 27.04.2024 г. рассмотрение жалобы АО "Удачное" по существу было назначено на 03.05.2024 г. в "10" часов "00" минут. На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена. В связи с изучением материалов дела, Комиссия Калмыцкого УФАС России объявило перерыв на 06.05.2024 в 15 часов 00 минут. Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, а также в ходе проведения внеплановой проверки приходит к следующим выводам: 17.04.2024 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www . zakupki . gov . ru размещено извещения N 0105500000224000629 при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка систем непрерывного мониторинга глюкозы для детей в возрасте от 2-х до 4-х лет за счет средств 2024 года". Начальная (максимальная) цена контракта - 423 546 руб. 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 26.04.2024 г. в 08:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 26.04.2024 г.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.04.2024 г.
Согласно доводу жалобы следует, что Заказником допущено нарушение , приводящее к необоснованному ограничению числа участников закупки, путем указания товарного знака объекта закупки - Hemotonix GS1.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об 2024-854 осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект рассматриваемой закупки включает в себя поставку товаров, включенных в КТРУ. При этом КТРУ не содержит характеристик указанного объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. В своей жалобе Заявитель утверждает, что Заказчиком при описании объекта закупки допущено ограничение конкуренции (количества участников закупки) путем указание товарного знака закупаемых товаров, а также установление требование описанию закупки, которым соответствует только товар определенного производителя - Hematonix GS1, модель GS1Sb (регистрационное удостоверение РЗН 2024/22208).
Комиссия Калмыцкого УФАС России отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве. Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями, в то же время такое обоснование должно содержаться в документации о закупке.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии УФАС России Заказчик не представил каких либо доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар содержит характеристики товара, производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке товар с иными, в том числе улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, Заказчик, утвердивший описание объекта закупки, допустил нарушения (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об аннулировании электронного аукциона. В связи с чем, данный довод Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Калмыцкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Удачное" - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Министертсво здравоохранения Республики Калмыкия нарушившим п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 2024-854 Председатель комиссии Н.В. Ностаева Члены комиссии: Д.И. Бембеев А.В. Габунов Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Исп.Габунов А.В. тел.(8422)4-13-31 2024-854
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 8 мая 2024 г. N 008/06/49-91/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024