Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заявителя - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРХИТЕКТУРНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ N1" :
в отсутствие представителей от Заказчика, извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4802-ИП/24 от 22.04.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Капитальный ремонт МКУК Дома культуры "Рабитицы" по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, Рабитицкое сельское поселение, деревня Рабитицы, д. 22а".
Извещение о проведении открытого конуса в электронной форме размещено 03.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 68 974 427,82 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно доводу жалобы, Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссией установлено, что в Порядке рассмотрения и оценки заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлено следующее:
"Оценка заявок по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "з" пункта 20 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" ():
где:
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки";
- предельное минимальное значение, установленное заказчиком и составляющее 58 628 269,903 руб.
- предельное максимальное значение, установленное заказчиком и составляющее 93 115 487,49 руб.
Оценка заявки (части заявки) по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов".
Заявитель считает, что установленный Заказчиком порядок оценки имеет признаки намеренного ограничения конкуренции посредством сужения диапазона оцениваемых контрактов, что не является методом, который позволяет выявить действительно лучшее предложение, так как комиссия Заказчика будет оценивать договоры в диапазоне от 58 628 269,903 руб. до 93 115 487,49 руб., что существенно уменьшает шансы получить максимальное количество баллов у большого количества участников, у которых исполненные договоры не попадают в заданный диапазон.
Комиссия соглашается с данным доводом Заявителя, при этом отмечает, что установленное Заказчиком предельное максимальное значение 93 115 487,49 руб., по мнению Комиссии, не ограничивает конкуренцию и не может привести к ограничению общего числа потенциальных участников закупки.
Однако предельное минимальное значение равное 58 628 269,903 руб., наоборот, может привести к ограничению общего количества участников закупки, так как не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения.
Из обстоятельств дела следует, что Заказчиком установлено НМЦК 68 974 427,82 руб., то есть стоимость обязательств будет или равна этой сумме или будет снижена исходя из приложений участников.
Вместе с тем, Заказчик, устанавливая минимальное значение в размере 58 628 269,903 руб. будет засчитывать контракты более этой суммы, при том, что ни в извещении, ни во время заседания не обоснован подобный "порог", который может привести к получению 0 баллов.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссии, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действии, которые противоречат требованиям указанного федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке, которая соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Инспекция отмечает, что Заказчик наделен правом выбирать формулы и определять предельные максимальные/минимальные значения согласно Постановлению Правительства N2604.
Вместе с тем, исходя из положений Постановления Правительства N2604, указание предельных минимальных или предельных максимальных значений характеристики не является обязательным и устанавливается только при необходимости таких предельных значений и не может устанавливаться фактически "случайным" образом.
Инспекция установила, что в рамках детализирующего показателя необходимость указания таких предельных минимальных значений отсутствует.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что установленное Заказчиком предельное минимальное значение (58 628 269,903 руб.) может привести к ограничению общего количества потенциальных участников закупки, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения. В связи с чем, Заказчиком не будет должным образом произведена оценка контрактов, которые имеют меньшее значение, что, в конечном итоге, может привести к ограничению общего числа участников закупки.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления требования к предельно минимальному значению показателя.
Вышеуказанные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа по делу А14-17122/2022.
Относительно довода Заявителя, касающегося установления Заказчиком в составе извещения требований, делающие невозможным его участие в закупке, Комиссия обращает внимание на следующее.
Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта". Детализирующий показатель оценки: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" |
В рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" оценивается наибольшая цена одного из заключенных и исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, договоров, не относящихся к контрактам, предусмотренным частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и/или частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и/или частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (вид договора (контракта) в соответствии с пп. "г" п. 31 Положения), предмет которого сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам закупки, а именно договор, предусматривающий выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта) (вид объекта, соответствующего объекту закупки, установленный по пп. "в" п. 31 Положения), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) и последний акт, составленный при исполнении которого, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
Кроме того, в Извещении указано, что "В качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, предлагаемого к оценке в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", связанного с предметом контракта, участник закупки предоставляет в составе заявки следующие документы: исполненный договор (договоры), включая все приложения к такому контракту (договору) и дополнительные соглашения (при наличии); акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, а именно сведения о предмете контракта (договора), представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, сведения о номере контракта (договора), представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, сведения о реестровом номере контракта (договора), представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта (при наличии), сведения о наличии/отсутствии претензий со стороны заказчика, неустоек (штрафов, пеней), в случае наличия неустоек (штрафов, пеней) - представляет информацию о номере платежного документа, подтверждающего исполнение требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), случае списания неустоек (штрафов, пеней) Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", необходимо предоставить информацию о наименовании документа, подтверждающего списание суммы неустойки (штрафа, пеней), предоставляет информацию о сторонах, указанных в таком документе с указанием идентификационных номеров налогоплательщиков, дата такого документа, сумма неустоек (штрафов, пеней), содержание положений такого документа, сведения о цене контракта (договора), представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, в рублях, сведения о стоимости исполненных работ по контракту (договору), представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, в тысячах рублей, сведения о наличии/отсутствии дополнительных соглашений, заключенных в рамках исполнения контракта (договора), предоставляемого в качестве подтверждения квалификации участника закупки (в случае наличия дополнительного соглашения, необходимо указать номер, дату дополнительного соглашения, основание заключения дополнительного соглашения), сведения об оборудовании и/или инвентаре и/или средствах используемых в рамках выполнения работ, сведения о нормативно-правовой базе, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы, а именно, основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в области выполненных работ по исполненному контракту, в том числе высший нормативный правовой акт Российской Федерации, а также нормативно-правовая база, в соответствии с которой участник закупки выполнял работы в рамках представленного к оценке контракта (договора), основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом, к таким актам следует относить в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (в случае, если к оценке представлен контракт, заключенный по результатам закупки), сведения о гарантийном сроке на выполненные работы, в части указания гарантийного срока, необходимо указать начало и окончание гарантийного срока, сведения о реквизитах документов, подтверждающих оплату выполненных работ, а именно номер, дата документа, наименование плательщика, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, получателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, сумма, назначение платежа, в случае зачета в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, участник закупки предоставляет информацию о сторонах требования (заявления) с указанием идентификационных номеров налогоплательщиков, дата, номер такого документа, сумма, содержание положений такого документа, сведения о привлеченных специалистах при выполнении работ в ходе исполнения контракта, а именно должность, наличие/отсутствие уведомления о включении в национальный реестр специалистов в области строительства (при наличии у привлекаемого специалиста уведомления о включении в национальный реестр специалистов в области строительства), перечень обязанностей по охране труда, которые исполнялись в рамках выполнения работ. Идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта, могут быть представлены по образцу рекомендуемой формы "Опыт выполнения работ" с учетом инструкции по заполнению такой формы".
Податель обращения считает, что Заказчик не может самостоятельно определять и устанавливать список документов для подтверждения опыта согласно Постановлению Правительства N 2604.
Инспекция, проведя анализ извещения и документов, входящих в состав извещения об осуществлении закупки, не находит надлежащих документальных подтверждений данных доводов на основании следующего.
В п. 28 Постановления Правительства N 2604 установлено следующие: в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом, критерий оценки "Квалификация участников закупки" согласно главе V Постановления Правительства N 2604, а именно, в соответствии с подп. "в" п. 28, предусматривает возможность заказчика самостоятельно установить перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанных с предметом контракта.
Следовательно, Заказчик, устанавливая в настоящем Извещении перечень необходимых документов, действовал в соответствии с абзацем 3 подпунктом "в" пунктом 28 Постановления Правительства N 2604.
Более того, в опровержение довода обращения, Заказчик не требует от участников "описывать" то, как исполнитель выполнял работы, участнику достаточно предоставить лишь сведения и/или документы по имеющемуся у него опыту, которые подтверждают исполнение контракта (договора) в той части, которая позволила бы Заказчику выбрать наиболее подходящего ему исполнителя, с учетом проведения процедуры в форме конкурса.
Таким образом, мнение Заявителя о том, что извещение ограничивает конкуренцию и не позволяет подтвердить наличие опыта выполнения работ, является субъективным и не учитывает фактические положения Постановления Правительства N 2604 в части обязанности Заказчика установления перечня документов, подтверждающих наличия опыта выполнения работ.
Тем не менее, Инспекцией установлено, что в составе заявки необходимо указывать сведения о цене контракта (договора), а также сведения о стоимости исполненных работ по контракту (договору), представленному к оценке, что может вводить потенциальных участников закупки в заблуждение из-за идентичной сути требуемой заказчику информации.
Инспекция отмечает, что требования к содержанию, составу заявки должны быть описаны таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на правильное заполнение заявки.
Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в закупке имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия и каким требованиям он должен соответствовать.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что вышеуказанные положения могут привести к неправильному заполнению заявки участником закупки и дальнейшему ее отклонению, ввиду чего в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Исходя из чего, Инспекция приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРХИТЕКТУРНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ N1" частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 апреля 2024 г. N 047/06/42-1047/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024