Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "информационно-туристский центр":
от Заявителя - ООО "ОФИС-КОННЕКТ":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4897-ИП/24 от 23.04.2024) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на "Оказание услуг по комплексному системному и техническому обслуживанию автоматизированных рабочих мест, администрированию локально-вычислительных сетей для нужд ГБУ ЛО "ИТЦ" в 2024 году".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 11.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 236 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной систем члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержат документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно было принято решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "Непредставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) участником в составе заявки не указаны порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
Рассмотрев доводы жалобы, а также направленные Заявителем дополнительные пояснения к жалобе, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, а также электронные документы, являющиеся приложениями к данному извещению, установила, что заказчиком применен код ОКПД2 - 62.03.12.130 "Услуги по сопровождению компьютерных систем", согласно которому Заказчиком установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2(2) Постановления N 1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим Постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Комиссия установила, что Приложение N1 к Описанию объекта закупки содержит следующие сведения:
"1. Исполнителем осуществляются работы по техническому обслуживанию оборудования Заказчика. Количество и типы оборудования, подлежащего обслуживанию, приведено в Приложении N2.
2. Определение типов обслуживаемого оборудования.
2.1. Под АРМ понимается программно-аппаратный комплекс Заказчика, предназначенный для автоматизации определенного вида деятельности.
В АРМ входят:
2.1.1. Системный блок компьютера или ноутбук и их составные части, установленные и настроенные операционная система и программное обеспечение, необходимое для выполнения должностных обязанностей сотрудников Заказчика (за исключением специализированных профильных программных продуктов);
2.1.2. Устройства ввода и вывода информации (клавиатура, манипулятор типа "мышь", монитор и другие устройства);
2.1.3. Периферийные устройства, подключенные непосредственно к системному блоку в составе АРМ (принтеры, сканеры и другие устройства, за исключением интерактивного оборудования);
2.1.4. Персональные источники бесперебойного питания;
2.1.5. Другие локализованные устройства, подключенные непосредственно к АРМ, в том числе локальные хранилища данных;_".
Также п.15 Приложение N1 к Описанию объекта закупки установлен состав услуг, который включает в себя, в том числе следующие наименования услуг, предусмотренных закупкой:
N п/п |
Наименование Услуги |
1. |
Комплексное системное и техническое сопровождение АРМ, находящихся в одном здании, с учетом мелкого ремонта оборудования, включая: |
1.1. |
Установка, переустановка, удаление и настройка операционной системы на АРМ. |
Установка, переустановка, настройка общесистемного программного обеспечения и драйверов АРМ. | |
Антивирусное обслуживание технических средств - профилактика, настройка, устранение последствий заражения. | |
Рекомендации по оптимизации АРМ (модернизация, обновление ПО и т.п.). | |
Подключение к АРМ устройств, необходимых для работы. | |
Консультирование по работе с программным обеспечением, по вопросам приобретения новых общесистемных программ и компьютерной техники, выдача рекомендаций по совместимости программ и дополнительных аппаратных устройств с компьютером конкретной конфигурации. |
Вместе с тем Комиссия установила, что в приложенных участником закупки в составе заявки на участие документах, а также в самой заявке на участие в закупке указание на какие-либо порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения отсутствует.
Комиссия обращает внимание, что согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что у комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для признания такой заявки соответствующей.
Вместе с тем, Комиссия, проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, установила наличие следующего нарушения.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика указал, что установил запрет в соответствии с Постановлением N 1236 руководствуясь подпунктом "г" пункта 2(1) Постановления N 1236, которым определено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом Комиссия, проанализировав в своей совокупности положения Описания объекта закупки, а также положения Проекта контракта, не установила информации о характеристиках и наименовании самого программного обеспечения, которое в рамках закупки исполнителю следует установить/переустановить/сопровождать/поддерживать.
В связи с чем, ни участникам закупки, ни контролирующему органу не представляется возможным определить государственную нужду и понять конкретное программное обеспечение по которому необходимы услуги и сформировать заявку на участие в конкурентной процедуре (в том числе с конкретными реестровыми записями).
Таким образом, Заказчик, с одной стороны, указал, что он руководствовался подпунктом "г" пункта 2(1) Постановления N 1236, однако с другой стороны, не указал в Извещении необходимые сведения конкретного программного обеспечения, что не позволяет надлежащим образом Комиссии сказать о возможности установления запрета, а, следовательно, извещение нуждается в корректировках. Неопределенность, противоречивость, неполнота или неисполнимость условий в извещении о закупке создают препятствия для потенциальных участников и создают основания для отклонения заявок, что и произошло в настоящем деле, в связи с чем, способом восстановления нарушенного права, Комиссия считает целесообразным выдачу предписания на внесение изменений в Извещение.
Условия извещения должны содержать однозначные требования, которые не допускают двусмысленного толкования.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОФИС-КОННЕКТ" необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 мая 2024 г. N 047/06/50-1070/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024