Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
Полторецкого С.В. - начальника отдела контроля закупок, и.о. председателя Комиссии;
Котовой Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Омельченко М.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от ГКУ "Центр Занятости населения Ленинградской области" (далее - Заказчик): Зайцева Е.С.;
в отсутствии представителя ИП Зубрицкий Роман Анатольевич (далее - Участник, Предприниматель), надлежащим образом уведомленный о заседании Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается Уведомлением N4306/24 от 02.05.2024 и повторно Уведомлением N4417/24 от 06.05.2024,
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 22.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на разработку дизайн-проектов в соответствии с брендбуком "Работа в России" помещений филиалов ГКУ ЦЗН ЛО расположенных по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Володарского, д. 15; г. Сосновый Бор, ул. Красных Фортов, д. 51; г. Бокситогорск, ул. Павлова, д. 8; г. Волосово, ул. Железнодорожная, д. 17; г. Волхов, Волховский пр., д. 37 (далее - электронный аукцион).
В Ленинградское УФАС России поступило обращение Заказчика во исполнение статьи 104 Закона о контрактной системе о рассмотрении вопроса по включению Предпринимателя в РНП в связи с его уклонением от заключения контракта.
На заседании Комиссии, которое проходило 06.05.2024 в 09:10 (МСК) в формате видеоконференцсвязи, присутствовал только представитель Заказчика (хотя Уведомление N4306/24 от 02.05.2024 направлено на электронные почты сторон и размещено в ЕИС для ознакомления неограниченному кругу лиц 02.05.2024, что подтверждается следующей страницей https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202400187297002515).
В связи с неявкой Участника и отсутствием письменных пояснений с его стороны, Комиссия посчитала необходимым сделать перерыв в заседании для предоставления всем равных прав и возможностей, а заседание было отложено на 06.05.2024 в 16:00 (МСК).
Ленинградское УФАС России подготовило Уведомлением N4417/24 от 06.05.2024, которое было направлено сторонам по электронной почте, дополнительно председатель Комиссии осуществил телефонный звонок для надлежащего уведомления Предпринимателя (при успешном дозвоне, предприниматель сообщил, что посчитал себя проигравшим в аукционе, так как занял 2 место и в настоящее время находится в поездке).
Заседание продолжилось 06.05.2024 в 16:00 (МСК), однако представитель Предпринимателя явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы, пришла к следующим выводам.
Согласно данным ЕИС, Заказчиком размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 02.04.2024 NИЭА1 (далее - Протокол).
Согласно Протоколу на запрос котировок подано 16 заявок (все допущены).
Комиссия отмечает, что данное обращение Заказчика является вторым, после того, как участник занявший первое место был признан уклонившимся.
Из материалов дела следует, что 04.04.2024 16:11 (МСК) в адрес ИП Ильин Денис Александрович (1 место) по средствам электронной площадки в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контактной, а именно 11.04.2024 19:22 (МСК), ИП Ильин Денис Александрович подписал проект контракта, вместе с тем, в к подписанному контракту не было приложено надлежащее обеспечение в виде банковской гарантии или платежного поручения в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе, или письмо о добросовестности, включающее реестр из 3 ранее выполненных контрактов.
В результате чего, ИП Ильин Денис Александрович признан Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (Протокол от 15.04.2024 NППУ20_1). Сведения об ИП Ильин Денис Александрович не были включены в РНП (решение по делу N047/10/104-962/2024).
17.04.2024 11:35 (МСК) в адрес ИП Зубрицкий Роман Анатольевич (как участнику занявшему 2 место и не отозвавшего заявку), по средствам электронной площадки, Заказчиком направлен проект контракта.
25.04.2024 00:03 (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 25.04.2024
25.04.2024 Заказчиком размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.04.2024 NППУ20_2".
Из протокола следует, что к установленному сроку, Участник, занявшее не подписал проект Контракта.
Кроме того, Участником не исполнена часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе о предоставлении обеспечения контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что Участник не уведомлял Заказчика о неготовности заключить контракт, не предоставил Заказчику сведения о причинах того, почему контракт не был им подписан.
В телефонном режиме Предприниматель сообщал Заказчику, что считал, что проиграл электронный аукцион, в связи с чем далее не отслеживал процедуру (аналогичные пояснения даны сотруднику Ленинградского УФАС России при телефонном звонке).
Участник не предоставил Ленинградскому УФАС письменные пояснения и документы.
Таким образом, материалов и доводов Ленинградскому УФАС о невозможности подписать проект контракта и предоставить обеспечение, Участник не предоставил.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
I) Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласие со всеми условиями документации дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки и предоставлено Участником до проведения торгов, а именно 31.03.2024 07:30 (МСК) и подписано ЭЦП Предпринимателя.
Согласно части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Предприниматель действительно по данной закупке занял 2 место, свою заявку не отозвал, после признания уклонившимся участника, занявшего 1 место, получил статус победителя, в связи с чем для него наступили обязанности, установленные ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что направив заявку 31.03.2024 07:30 (МСК) на участие в электронном аукционе, Участник согласился со всеми условиями Извещения (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью).
В последующем, Участник достигнувший конечной цели участия в торгах, получает проект контракта от Заказчика для подписания, тем не менее, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае, Предприниматель или по незнанию, или по невнимательности, со своей стороны, фактически самоустранился от исполнения обязательств победителя (то есть подписание контракта, предоставление обеспечения) по данному электронному аукциону без объективных на то причин, поскольку отсутствовали препятствия для подписания.
Из этого следует, что уклонение Участника обусловлено не наличием каких-либо объективных препятствий для предоставления обеспечения и подписания контракта, а незнание/невнимательность относятся к формам небрежности, которая также имеет признаки недобросовестности.
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по воле Участника.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
По смыслу указанной нормы основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Комиссия отмечает, что отъезд Предпринимателя на работу по другим объектам не освобождает его от обязательств в рамках настоящей закупочной процедуры от обязательств победителя, возложенных на него законом подписывать проект контракта и предоставлять обеспечение.
Ничего из вышеуказанного Участник не совершал, как и не писал Заказчику писем с попыткой прояснить сложившуюся ситуацию.
Из чего Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что в данном случае, Участник не проявлял предусмотрительность именно по данной закупке и перестал исполнять обязательства в части подписания контракта, самоустранившись от обязательств, предусмотренными положениями статьи 51 Закона о контрактной системе, а такое бездействие трактуется Комиссией как недобросовестное поведение.
Кроме того, Комиссия Ленинградского УФАС исходит из того, что Участник никак не информировал Заказчика о причинах неподписания контракта и непредставления обеспечения.
II) Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что Участник достиг конечной цели участия в аукционе, то есть был признан Заказчиком победителем. Следовательно, подав заявку на участие в электронном аукционе и действуя в рамках последующего заключения контракта, Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В материалы дела Ленинградского УФАС не представлено документов о возникновении обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, таким образом Комиссия не располагает основаниями и доказательствами добросовестности Участника.
III) Комиссия Ленинградского УФАС выявила, что признание аукционной комиссией Заказчика заявки Участника победителем торгов, несмотря на то, что Участник занял 2 место, осуществлялось без нарушений действующего законодательства, как и признание его уклонившимся.
Поскольку требование, предусматривающее обязанность победителя предоставить подписанный контракт и предоставить обеспечение со стороны Участника не исполнено, Комиссия признает, что Заказчик правомочно признал такого победителя уклонившимся от заключения контракта, что подтверждается протоколом об уклонении победителя от заключения контракта.
Из чего, Комиссия может сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
Комиссия исходит из того, что Заказчик и Участник обязаны заключить контракт в пределах срока, предусмотренного для совершения соответствующей операции на электронной площадке.
Совершение любых действий (операций) на электронной площадке технически строго регламентировано. По истечении сроков, указанных в извещениях электронной площадки, Заказчик и лицо, заключающее контракт, не смогут совершить требуемые от них Законом о контрактной системе действия в силу отсутствия технической возможности, поскольку соответствующий раздел на электронной площадке будет заблокирован. Таким образом, Заказчик и Участник могут заключить контракт только в строго регламентированные Законом сроки.
Надлежащая банковская гарантия для обеспечения контракта или платежное поручение не были изготовлены Участником, следовательно, Комиссия обращает внимание на соответствие указанных обстоятельств части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При применении Комиссией такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Участника последствиями.
В рассматриваемом деле, факты, связанные с неподписанием контракта и непредставлением обеспечения свидетельствуют о недобросовестности победителя и приводят к затягиванию удовлетворения нужды Заказчика, в связи с чем, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Зубрицкий Роман Анатольевич в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
И.о. председателя Комиссии |
С.В. Полторецкий |
Члены Комиссии |
Е.В. Котова |
|
М.И. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 мая 2024 г. N 047/10/104-1110/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024