Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медикэл М" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный клинический центр высоких медицинских технологий федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (наборы для проведения гемодиализа) для нужд отделения гемодиализа ФГБУ ФКЦ ВМТ ФМБА России в 2024-2025 гг. (извещение N 0348100016924000129 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение размещено на Официальном сайте - 16.04.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 28 000 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 24.04.2024;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе неправомерно выбран код Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) и, как следствие, Заказчиком неправомерно объединены в один лот медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения (наборы для проведения гемодиализа) для нужд отделения гемодиализа ФГБУ ФКЦ ВМТ ФМБА России в 2024-2025 гг., с начальной (максимальной) ценой 28 000 000,00 руб.
Заказчиком в структурированной форме извещения о проведении Аукциона к поставке требуются товары "Набор для проведения гемодиализа" и установлен код КТРУ 32.50.13.190-00008038 "Набор для проведения гемодиализа".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчикам в рамках закупаемого товара "Набор для проведения гемодиализа" установлены характеристики для иных товаров.
Таким образом, Заказчиком по позициям N 1, 3-5, 10, 13, 14 для товара "Набор для проведения гемодиализа" установлена характеристика "Высокопоточный капиллярный диализатор для проведения процедур гемодиализа и гемодиафильтрации" - "Соответствие". Комиссией установлено, что для данного товара соответствует код КТРУ 32.50.50.190-00002842 "Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования", код медицинского изделия 252570.
По позициям N 7, 8 для товара "Набор для проведения гемодиализа" установлена характеристика "Набор стерильных и одноразовых/расходных изделий, предназначенных для подготовки и проведения гемодиализа с использованием системы гемодиализа. Как правило, состоит из комплекта трубок, аппаратов для гемодиализа, концентратов диализата и растворов для промывания для подготовки экстракорпорального контура. Это изделие для одноразового использования" - "Соответствие"; характеристика "Комплект трубок изготовлен из био (гемо) совместимых медицинских материалов" - "Соответствие". Комиссией установлено, что для данного товара соответствует код КТРУ 22.21.29.120-00000027 "Набор трубок для гемодиализа, одноразового использования", код медицинского изделия 235950.
По позициям N 2, 9, 12, 15 для товара "Набор для проведения гемодиализа" установлена характеристика "Емкость жидкого концентрата для гемодиализа" - "Канистра". Комиссией установлено, что закупаемый товар по данным позициям - "Концентрат для гемодиализа" для данного товара не установлен код КТРУ, код медицинского изделия 235900.
По позициям N 6, 11 для товара "Набор для проведения гемодиализа" установлена характеристика "Емкость, содержащая концентрат сухого бикарбоната натрия" - "Соответствие". Комиссией установлено, что закупаемый товар по данным позициям - "Картридж с сухим бикарбонатом натрия" для данного товара не установлен код КТРУ.
Кроме того, Комиссией установлено, что регистрационное удостоверение необходимо предоставить на каждый товар отдельно, так как каждая закупаемая позиция в наборе имеет отдельное регистрационное удостоверение.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в структурированной форме извещения о проведении Аукциона ненадлежащим образом выбран код КТРУ, не соответствующий закупаемым Заказчиком товарам.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии не предоставил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
С учетом допущенных нарушений при составлении Описания объекта закупки, а именно ненадлежащим образом выбранного кода КТРУ, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение требований Постановления N 620 и Закона о контрактной системе объединены в один лот товары с разными кодами номенклатурной классификации медицинских изделий.
Вместе с тем, представитель Заказчика документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном не предоставил.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения (наборы для проведения гемодиализа) для нужд отделения гемодиализа ФГБУ ФКЦ ВМТ ФМБА России в 2024-2025 гг.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчикам в структурированной форме извещения о проведении Аукциона к поставке требуется товар "Набор для проведения гемодиализа" код ОКПД2 32.50.13.190 - "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
На заседании Комиссии установлено, что указанный код ОКПД2 не входит в перечень Постановления N 616.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления запрета в соответствии с Постановлением N 616 не вводят участников закупки в заблуждение и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя в составе жалобы документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Медикэл М" частично обоснованной.
2) Признать в действиях Заказчика нарушение части пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3) Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений
4) Передать материалы дела от 02.05.2024 N 050/06/105-12985/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 2 мая 2024 г. N 050/06/105-12985/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024