На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях OOО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при принятии решения о размещении информации и документов
ООО "Лидер" в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке,
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях OOО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при принятии решения о размещении информации и документов
ООО "Лидер" в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 15.05.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.05.2024.
В силу части 12 статьи 24 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе,при направлении таких информации и документов.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), определено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
- номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
- цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Также согласно пункту 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия:
а) на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Согласно позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Лидер" аккредитован Оператором электронной площадки по пункту 1 позиции 17 и пункту 3 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
Представителем Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представлены сведения, согласно которым ООО "Лидер" 27.02.2024 и 03.04.2024 подавались заявки на размещение документов, подтверждающих соответствие ООО "Лидер" дополнительным требованиям, установленным позициями 17 и 18 раздела 3приложения к Постановлению N 2571. При этом Оператором электронной площадки 05.03.2024 и 10.04.2024 принято решение о размещении информации и документов ООО "Лидер" в реестре участников закупок в соответствии с Постановлением N 2571.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Лидер" в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным позициями 17 и 18 приложения к Постановлению N 2571, представлены:
- договор подряда от 25.11.2023 N 34/2д, заключенный между ООО "Лидер" и ООО "Эленстрой";
- акт приемки работ объекта капитального строительства от 29.01.2024;
- акт приемки законченного строительства объекта N 1 от 29.01.2024 по форме N КС-11;
- пояснение, согласно которому на данный объект капитального строительства разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В рамках проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ФАС России направлен запрос от 09.04.2024 N ПИ/30110/24 в ФНС России о наличии сведений о договорных правоотношениях и взаиморасчетах между ООО "Лидер" и ООО "Эленстрой".
По результатам рассмотрения запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 15.04.2024 N 62492-М-ДСП/24 об отсутствии сведений о договорных отношениях и взаиморасчетах по Договору между указанными субъектами.
Вместе с тем ООО "Лидер" явку представителей на заседание Комиссии не обеспечило и не представило доказательств, подтверждающих достоверность информации и документов, представленных для аккредитации по позициям 17 и 18 приложения к Постановлению N 2571 на электронной площадке.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил взаимодействия и абзацем седьмым подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 Оператор электронной площадки обеспечивает проверку перечня представленных документов при размещении документов в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке и не осуществляет оценку документов на предмет соответствия требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и достоверности.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией выявлено нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, а также принято решение о выдаче Оператору электронной площадки предписания об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2024 г. N 24/44/99/93
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024