Резолютивная часть решения оглашена 07.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 14.05.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, Д.Е. Кудрявцева - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Елецкая городская больница N1 им. Н.А. Семашко" (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе ООО "КАПИТАЛ" (далее также - поставщик) от исполнения контракта от 28.03.2024 N24-ЭА-11 на поставку бумаги офисной (реестровый номер контракта 3482100401024000095), заключенного с государственным учреждением здравоохранения "Елецкая городская больница N1 им. Н.А. Семашко" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300076824000033.
Указанное обращение размещено заказчиком 27.04.2024 в единой информационной системы в сфере закупок (далее- ЕИС).
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
- заказчика: К.А. Вдовиной (по доверенности), - поставщика: Г.А. Шагиной (генеральный директор). Представитель поставщика пояснил, что поставщик пострадал в результате мошеннических действий третьего лица. Так, поставщик перечислил денежные средства за весь товар для заказчика обществу, определенному как официальный представитель производителя бумаги, имеющему сайт. Заподозрить, что общество является мошенником было невозможно. Только после того как не было получено уведомление об отгрузке товара, стало понятно, что общество является мошенником. Причем об этом в переписке по телефону и было сообщено. После этого поставщик обратился в правоохранительные органы. Поставщик перевел все свободные деньги и купить товар для заказчика стало не на что. Поэтому, понимая, что поставщик не сможет купить для заказчика товар в ближайшее время, и не желая затягивать контракт, и было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель заказчика указал, что заказчик с пониманием относится к обстоятельствам поставщика и не настаивает на включении сведений об обществе в реестр.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 28.03.2024 заказчиком и поставщиком заключен контракт N24-ЭА-11 на поставку бумаги офисной (реестровый номер контракта 3482100401024000095) (далее -контракт; договор). 15.04.2024 поставщик посредством функционала ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В своем решении поставщик указал, что в процессе исполнения контракта им был оплачен товар в полной стоимости, определенной договором. Товар не был получен, а поставщик оказался мошенником, который сразу после получения денежных средств от ООО "КАПИТАЛ" начал ликвидировать компанию, закрывать счета в банках. По данному факту подано заявление в полицию. К сожалению, поставщик не имеет возможности закупить товар у другого поставщика и исполнить контракт в связи с потерей всех средств из-за мошеннических действий.
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В пункте 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу п. 3.1 контракта, поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Липецкая область г.Елец ул.Коммунаров д.40, отдельными партиями, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения заявки от Заказчика (заявка подается с даты заключения контракта). Заявка может быть направлена по средствам различных средств связи. Период поставки товара: с даты заключения контракта до 31 декабря 2024 года включительно. Ни одной заявки заказчик на поставку товаров не направлял.
В силу положений пункта 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
- неоднократной невыборки товаров. Учитывая изложенные нормы материального права, поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в части поставки товара в случае неоднократного нарушения сроков оплаты и неоднократной невыборки товара. Однако, из представленных материалов следует, что наступление указанных условий не произошло. Поскольку не наступили обозначенные условия для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны поставщика, Комиссия приходит к выводу о неправомерности действий поставщика по принятию им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу положения ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. На заседании Комиссии установлено, что сведения, отраженные поставщиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, носят уведомительный характер для заказчика о наличии у поставщика обстоятельств, не позволяющих исполнить контракт. В материалы дела поставщиком представлен договор от 18.04.2024 N3018-1, заключенный между ООО "КАПИТАЛ" и ООО "ПУЛЬС", на поставку офисной бумаги "SvetoCopy Classik" в количестве 7 680 пачек с ценой 202 руб. за пачку. Общая цена договора составляет 1 593 870,00 рублей (из них: 1 551 360,00 руб.
- стоимость бумаги; 42 510,00 рублей стоимость доставки). Договором предусмотрена предоплата в размере полной стоимости договора. ООО "ПУЛЬС" выставлен счет от 18.03.2024 на оплату поставщику. Денежные средства поставщик перечислил ООО "ПУЛЬС" 28.03.2024, 29.03.2024, 02.04.2024.
В письме от 03.04.2024 ООО "ПУЛЬС" указало, что товар будет поставлен с 08.04.2024 по 10.04.2024 в рабочее время с 08:00 до 16:00 час. Из представленной директором ООО "КАПИТАЛ" переписки с представителем ООО "ПУЛЬС" в мессенджере "WhatsАpp" видно, что со стороны ООО "ПУЛЬС" с 04.04.2024 предоставляется информация об обстоятельствах доставки товаров, в том числе сообщается информация о водителе, который привезет товары, о дате отгрузки. Однако, в последующем звонки и сообщения директора поставщика остаются без ответа. 12.04.2024 оперативным дежурным МО МВД России "Ефремовский" принято заявление поставщика.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13- П, Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. Комиссией учтено, что заказчик не направлял поставщику заявок на поставку товаров, предусмотренных контрактом. В данном случае поставщик заблаговременно осуществил подготовку к исполнению контракта путем заключения договора на приобретение бумаги для ее поставки заказчику. Вместе с тем, возникли обстоятельства, не зависящие от поставщика в виде заключения им договора с недобросовестным субъектом, осуществившим противоправные действия в отношении поставщика, что привело к невозможности исполнения поставщиком контракта. Комиссия при изложенных обстоятельствах считает, что оснований для включения сведений о поставщике, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе, в целях включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "Капитал" (ИНН 7113501040).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения. Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии:
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова Д.Е. Кудрявцева
2024-3771
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 7 мая 2024 г. N РНП-48-64с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024