Резолютивная часть решения оглашена 08.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 14.05.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: заместитель председателя Комиссии: Ролдугина Т.Н., члены Комиссии: Рябкова Т.С., Кудрявцева Д.Е., рассматривается обращение областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области" (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.05.2022 N0346200015622000007 на актуализацию сметной документации по объекту: "Строительство хирургического корпуса ГУЗ "Областная детская больница" в г.Липецке" (реестровый номер контракта 2482600871622000015), заключенного с акционерным обществом "Проектный институт "Липецкгражданпроект" (далее также - общество, подрядчик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346200015622000007 , а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств по контракту.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. В ходе рассмотрения обращения 07.05.2024 Комиссией, в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела, в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.05.2024.
Рассмотрение обращения и проведение проверки осуществлялось при участии представителей:
- областного казенного учреждения "Управление капитального строительства Липецкой области": Покачалова Д.В. (по доверенности), - акционерного общества "Проектный институт "Липецкгражданпроект": Леликова Д.А. (по доверенности). Представитель заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснил, что общество по контракту приняло на себя обязательства выполнить работу по актуализации сметной документации и представить результат выполненной работы в установленный контрактом срок. Однако, поскольку ни в срок, указанный в контракте, ни по состоянию на 15.04.2024 результат выполненной работы обществом заказчику предоставлен не был, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель общества сообщил, что общество приняло все зависящие от него меры для исполнения надлежащим образом обязательств по контракту. Однако, допустило просрочку в передачи заказчику надлежащим образом результата работы по объективным причинам.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 31.05.2022 заказчик и подрядчик заключили государственный контракт N0346200015622000007 на актуализацию сметной документации по объекту: "Строительство хирургического корпуса ГУЗ "Областная детская больница" в г.Липецке" (реестровый номер контракта 2482600871622000015) по цене 1 370 000 рублей 00 копеек (далее- контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ, существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В силу п. 1.1 контракта, подрядчик обязуется своевременно по заданию Заказчика выполнить работу по актуализации сметной документации по объекту: "Строительство хирургического корпуса ГУЗ "Областная детская больница" в г. Липецке" (далее - Объект) и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п.3.1. контракта, срок выполнения работ подрядчиком по контракту (в т.ч. получение положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта) - 40 рабочих дней с даты заключения контракта.
Согласно п.1.2 контракта подрядчик обязуется осуществить работы по Контракту в объёме, соответствующему техническому заданию (Приложение N1 к Контракту), требованиям Градостроительного кодекса РФ, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ N87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В соответствии с п.1.3. контракта, результатом выполненной работы по Контракту является откорректированная сметная документация в части актуализации смет в соответствии с действующими нормативами с получением положительного заключения достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта от ОАУ "Управление государственной экспертизы Липецкой области" и в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к Контракту).
Согласно пункта 1 технического задания, основанием для актуализации сметной документации является государственная программа Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области". Импортозамещение продукции, нацеленное на минимизацию рисков срыва поставки импортного оборудования и материалов с преимущественным применением отечественных аналогов импортной продукции.
В силу пункта 7 технического задания, подрядчик должен откорректировать сметную документацию в части актуализации смет в соответствии с действующими нормативами. Выполнить актуализацию стоимости цен на материалы и оборудование. В случае снятия с производства, либо прекращения поставки импортного или отечественного оборудования и материалов необходимо выполнить замену материалов и оборудования (предварительно согласовать с Заказчиком) на "эквивалент" в соответствии с технической документацией (при необходимости внести изменения в проектную документацию). А в силу пункта 9 технического задания, подрядчик передает сметную документацию заказчику в 4-х экз. на бумажном носителе и в электронном виде. Как пояснил присутствующий на проведении проверки представитель заказчика, у заказчика на объект капитального строительства: "Хирургический корпус "Областная детская больница в г.Липецке" имеется проектная документация, прошедшая государственную экспертизу и получившая положительное заключение (от 27.12.2019), а также сметная документация, получившая положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства данного объекта. Вместе с тем, возникла потребность в корректировке сметной документации в части актуализации смет в соответствии с действующими нормативами и текущими ценами. Как установлено, по состоянию на 15.04.2024 обязательства, предусмотренные контрактом, подрядчиком в полном объеме выполнены не были, результат выполненной работы в полном объеме заказчику не представлен.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. Кроме того, частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.2 контракта заказчиком предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе. Как установлено, 15.04.2024 заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что до указанной даты результат выполненной работы в полном объеме заказчику представлен не был. Данное решение вступило в силу 26.04.2024.
В силу п.13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Как следует из пояснений представителя подрядчика и представленных им в материалы проверки документов, общество приступило к исполнению обязательств по контракту. Вместе с тем, исполнить надлежащим образом обязательства по контракту подрядчику не представилось возможным, ввиду следующего. Пунктом 7 технического задания предусмотрено проведение нового конъюнктурного анализа оборудования и материалов в ценах текущего периода. При этом, результаты конъюнктурного анализа необходимо оформить в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ) от 04 августа 2020 г N421/пр (далее- Методика). Так, в соответствии с Методикой, наиболее экономичный вариант определяется как минимальная сметная цена из трех ценовых предложений поставщиков (производителей) по результатам конъюнктурного анализа. Вместе с тем, как следует из представленных в материалы проверки документов, подрядчик при выполнении работ в рамках заключенного контракта установил, что отдельные виды медицинского оборудования представлены на российском рынке ограниченным числом поставщиков (производителей), в ряде случаев исключительно иностранных. В связи с проведением специальной военной операции большая часть зарубежных поставщиков (производителей) покинула российский рынок, что привело к сокращению и без того ограниченного предложения на поставляемое медицинское оборудование. Указанное обстоятельство не позволило подрядчику осуществить выполнение работ по контракту в соответствии с требованиями технического задания, поскольку по результатам конъюнктурного анализа оборудования у подрядчика имелось лишь одно ценовое предложение поставщика (производителя), представленного на российском рынке. Иных предложений получено не было. О наличии таких обстоятельств подрядчик уведомлял заказчика и просил оказать содействие в разрешении возникшего вопроса в том числе путем изменения оборудования. В техническом задании установлено выполнение актуализации стоимости цен на материалы и оборудование, а в случае снятия с производства, либо прекращения поставки импортного или отечественного оборудования и материалов - выполнение замены материалов и оборудования (предварительно согласовав с заказчиком) на "эквивалент" в соответствии с технической документацией. В материалы проверки представлено письмо заказчика от 14.03.2022 (исх.N544), адресованное управлению здравоохранения Липецкой области с просьбой в целях оптимизации рисков по приобретению оборудования и своевременного ввода объекта в эксплуатацию, в кратчайшие сроки рассмотреть возможность замены запроектированного медицинского оборудования, производимого в странах, указанных в распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 N430-р на аналогичное с реальной возможностью его приобретения в странах отличных от данного перечня, для внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию и актуализации смет.
Также представлена ведомость объемов работ, содержащая перечень требуемого к поставке медицинского оборудования, в рамках выполнения работ по строительству объекта капитального строительства: "Хирургический корпус "Областная детская больница в г.Липецке". Однако в материалы дела не представлен ответ управления здравоохранения Липецкой области. Письмом от 24.10.2022 (исх.N907) подрядчик просил заказчика оказать содействие во взаимодействии с поставщиками медицинского оборудования и рассмотреть возможность согласования сметной стоимости отдельных видов медицинского оборудования на основании одного ценового предложения поставщика (производителя), представленного на российском рынке.
В соответствии с п.4.16 контракта подрядчик обязан немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении с возможностью мотивированного подтверждения: неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результата выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок. Аналогичные требования содержатся в ст.716 ГК РФ.
Таким образом, указанным выше письмом подрядчик уведомил заказчика о наличии обстоятельств, препятствующих завершению работы, предусмотренной контрактом и приостановил работу до получения указаний заказчика о способе ее дальнейшего выполнения. Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о направленности действий общества на исполнение обязательств по контракту, взаимодействии с заказчиком. В свою очередь, ответа на письмо от 24.10.2022 (исх.N907) подрядчиком от заказчика не получено. Каких-либо действий со стороны заказчика, направленных на оказание подрядчику содействия в выполнении работы по контракту, заказчиком совершено не было. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы проверки не представлено. В то же время, согласно ч.1 ст.718 ГК РФ, заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При изложенных обстоятельствах Комиссия считает, что оснований для включения сведений о поставщике, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе, в целях включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно. Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об акционерном обществе "Проектный институт "Липецкгражданпроект" (ИНН: 4826013297).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения. Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии:
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова Д.Е. Кудрявцева
2024-3785
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 8 мая 2024 г. N РНП-48-63с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024