В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и
на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 259/24 от 08.05.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителя
Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" -
представители ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" на рассмотрение дела не явились, о дате месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом (уведомление N ИБ/3042/24 от 08.05.2024 г.),
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" (ИНН: 9715305582), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работы по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового) в газовой котельной ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области (номер извещения N 0353100008823000066),
УСТАНОВИЛА:
03.05.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение (вх. N 4934/24 от 06.05.2024 г., N 035310000880000004 от 03.05.2024 г.) Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" (ИНН: 9715305582) (далее - Общество, ООО "РОТЕР"), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работы по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового) в газовой котельной ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области (номер извещения N 0353100008823000066).
Представитель Заказчика пояснил, что между Федеральным казенным учреждением "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" и ООО "РОТЕР" был заключен государственный контракт N 387/23 на выполнение работ по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового) в газовой котельной ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области по итогам проведенной закупки (номер извещения N 0353100008823000066). Контрактом была предусмотрена выплата аванса в размере 30 % от цены контракта, 06.10.2023 г. Заказчиком аванс был перечислен в размере 2392632,65 рублей на счет Общества. В соответствии с положениями контракта, срок выполнения работ - до 01.12.2023 г. Между тем, ООО "РОТЕР" и по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела к работам не приступил. В адрес Общества Заказчиком неоднократно направлялись письма с указание на необходимость приступить к работам по контракту, между тем Общество к работам не приступило. 07.12.2023 г. Заказчиком Обществу направлено требование о возврате аванса по контракту, которое Общество проигнорировало., на телефонные звонки и письма Заказчика не отвечало. При таких обстоятельствах, Заказчик был вынужден направить в АКБ "МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК" требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, 22.01.2024 г. денежная сумма была возвращена банком. Учитывая указанные обстоятельства, 19.04.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было направлено Обществу в установленном законодательством о контрактной системе порядке, размещено в Единой информационной системе. Нарушение положений контракта Обществом привело к срыву отопительного сезона 2024-2025 гг., между тем Заказчик осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, проживающих в жилой зоне ФКУ КП-12 УФСИН России по оренбургской области.
На основании выше5изложенного представитель Заказчика пояснил, что на включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков он настаивает.
Уведомлением (исх. N ИБ/3042/24 от 08.05.2024 г.) (далее - Уведомление) заседание Комиссии Оренбургского УФАС России было назначено на 14.05.2024 г. в 12 часов 20 минут. Уведомлением у Общества были запрошены подробные письменные пояснения по факту неисполнения участником закупки условий Контракта, доказательства надлежащего исполнения условий Контракта или доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения Контракта вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. От Общества каких-либо письменных пояснений в адрес Комиссии Оренбургского УФАС России не поступало. Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено Общество по адресу электронной почты - oroter@list.ru, указанному в контракте и в Единой информационной системе.
Комиссией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ООО "РОТЕР".
Доказательств того, что указанный адрес электронной почты заблокирован, и у ООО "РОТЕР" существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ООО "РОТЕР" о дате, времени и месте рассмотрения дела. Исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ООО "РОТЕР" о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено. Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителей Заказчика, на основании представленных в материалы дела документов, установила следующее.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
07.09.2024 г. (с изм.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работы по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового) в газовой котельной ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области (номер извещения N 0353100008823000066).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 654 532,09 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2023 г. N ИЭА1, победителем закупки признано ООО "РОТЕР" с предложением о цене контракта 7 975 442,19 рублей.
02.10.2024 г. между Заказчиком и ООО "РОТЕР" заключен государственный контракт N 387/23 от 02.10.2023 г. на выполнение работ (Идентификационный код закупки 231561202923856120100100730014322244) реестровый номер N 15612029238 23 000148.
Согласно п. 1.1. контракта, Подрядчик обязуется своевременно выполнить из своих материалов, оборудования, собственными силами и средствами работы по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового) в газовой котельной ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области (далее - Объект) в объеме согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к государственному контракту), Локальному сметному расчету (Приложение N 2 к государственному контракту) и Проектной документации (Приложение N 3 к государственному контракту), Учреждение, уполномоченное Заказчиком на приемку работ (материалов, оборудования), обязуется принять выполненные в соответствии с условиями настоящего государственного контракта Работы, а Заказчик оплатить их.
В соответствии с п. 2.1. контракта, Цена Контракта составляет 7 975 442 (семь миллионов девятьсот семьдесят пять тысяч четыреста сорок два) рубля 19 копеек, НДС не облагается.
Контрактом определено место выполнения работ: Оренбургская область, Соль-Илецкий район, п. Чашкан, ул. Южная, д. 4. (п. 4.1 контракта).
Согласно п. 4.2. контракта, срок выполнения работ: с момента подписания государственного контракта Сторонами до 01.12.2023.
В соответствии с п. 2.6. контракта, оплата по Контракту производится в рублях Российской Федерации в безналичном порядке в форме платежных поручений путем перечисления Государственным заказчиком выделенных из федерального бюджета денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в разделе 16 Контракта: Государственный заказчик осуществляет авансовый платеж в размере 30% от цены Контракта, указанной в п. 2.1 Контракта, в срок, не превышающий 7 (семи) рабочих дней с момента заключения Контракта. Оставшаяся сумма в размере 70% от цены Контракта, указанной в пункте 2.1 Контракта, выплачивается в срок, не превышающий 7 (семи) рабочих дней со дня подписания Сторонами документа о приемке и при условии предоставления Подрядчиком Заказчику счета (счета-фактуры), исполнительной документации, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.
Исходя из материалов дела и пояснения представителя Заказчика, аванс в размере 2392632,65 рублей был перечислен Заказчиком на счет Общества (платежное поручение N 42 от 05.10.2023 г.).
В соответствии с п. 3.1.1 контракта, Подрядчик обязан выполнить Работы с надлежащим качеством, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом, и сдать выполненные работы Уполномоченному учреждению Заказчика в установленный настоящим государственным контрактом срок и в состоянии, позволяющем эксплуатацию объекта.
Согласно п. 3.1.2. контракта, Подрядчик обязан до начала производства работ представить Уполномоченному учреждению Заказчика:
а) на согласование перечень используемых при выполнении Работ товаров (материалов, оборудования), утвержденный Подрядчиком календарный график производства работ, а также предоставлять в дальнейшем и иные документы, в которых содержатся сведения по организации работ;
б) распорядительные документы о назначении персонально ответственных должностных лиц за выполнением работ.
При этом, в соответствии Подрядчик обязан, в соответствии с:
- п. 3.1.11 контракта, не менее чем за 3 (три) дня до начала выполнения Работ, строго с 9:00 до 11:00 предоставить списочный (с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты рождения, паспортных данных, места регистрации и фактического их проживания, с копиями паспортных данных, разрешений (патентов)) состав работников и автотранспорта, занятого при выполнении Работ, для оформления допусков на территорию Уполномоченного учреждения Заказчика. Подрядчик организует ежедневную доставку своего персонала для выполнения работ на объект и вывоз его с объекта.
- п. 3.1.15 контракта, в течение 3 (трех) дней после заключения государственного контракта письменно сообщить Заказчику адрес электронной почты, номера факса, телефона, фамилию имя отчество сотрудника и адрес его рабочего места, куда должна быть направлена информация о наступлении гарантийного случая в соответствии с настоящим государственным контрактом.
- п. 3.1.16 контракта, до начала выполнения Работ представить Уполномоченному учреждению Заказчика приказы о назначении лиц, ответственных за охрану труда и пожарную безопасность, ответственных за производство Работ, за электробезопасность. При выполнении работ Подрядчик должен проводить инструктаж работникам по технике безопасности с оформлением соответствующих документов. Выполнение работ должно осуществляться при постоянном присутствии на объекте ответственного уполномоченного сотрудника Подрядчика.
Контрактом предусмотрено, что Заказчик вправе, в том числе:
- Требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств по настоящему государственному контракту (п. 3.4.1. контракта).
- Требовать от Подрядчика передачи документов, указанных в разделах 2, 4 государственного контракта, иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по государственному контракту или замены документов, оформленных ненадлежащим образом (п. 3.4.2 контракта).
- Проверять ход и качество выполнения работ (п. 3.4.3. контракта).
Исходя из материалов дела следует, что Общество к исполнению контракта не приступило, предусмотренные контрактом действия по согласованию материалов, оборудования, графика, ответственных лиц не произвело.
В этой связи, 10.10.2023 г. Заказчиком направлено письмо Обществу о необходимости предоставления перечня товаров, графика, сведений об ответственных лицах (от УФСИН).
13.10.2023 г. Заказчиком направлено письмо Обществу о необходимости и предоставления перечня товаров, график, сведения об ответственных лицах (от Заказчика).
17.10.2023 г. Заказчиком повторно направлено указанное требование.
20.10.2023 г. Заказчиком от Общества получен ответ о том, что соответствующие документы направлены 16.10.2023 г. почтовым отправлением и назначении исполнительного директора.
24.10.2023 г. Заказчиком направлено Обществу требование о необходимости приступить к работам не позднее 07.11.2023 г. и сообщено о назначении доверенного лица от КП-12, определении даты приема-передачи газовой котельной (30.10.2023 г.)
30.10.2023 г. составлен Акт приема-передачи объекта для производства работ с участием представителя Общества - СЕНИНА РОДИОНА МИХАЙЛОВИЧА.
При этом, 08.11.2023 г. от Общества получено письмо о необходимости согласовать список материалов и оборудования для оформления доставки на объект со склада временного хранения в г. Оренбурге (исх. N 270 от 08.11.2023 г.). При этом, письмом (исх. N 271 от 09.11.2023 г.) Общество сообщило, что доставка материалов и оборудования на объект запланирована на 10.11.2023 г.
10.11.2023 г. Заказчик направил Обществу письмо о согласовании материалов и оборудования, между тем 14.11.2024 г. Заказчиком получен ответ от Общества о том, что поверка и тестирование оборудования перенесены на 17.11.2023 г., ввиду позднего получения ответа от Заказчика.
20.11.2023 г., 05.12.2023 г. Заказчиком Обществу также отправлялись письма с требованием немедленно приступить к выполнению работ.
Общество к работам не приступило.
Установлено, что контрактом предусмотрено электронное актирование. Так, согласно п. 4.3. контракта, Подрядчик уведомляет Уполномоченное учреждение Заказчика и Заказчика о готовности выполненных Работ к передаче, о дате и времени передачи выполненных Работ не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты завершения Работ. Уведомление направляется в адрес Уполномоченного учреждения Заказчика с использованием одного из следующих средств связи:
- по электронной почте с обязательным подтверждением получения путем ответа на электронное сообщение (с приложением копии уведомления) с пометкой "Получено" и указанием даты получения;
- почтовыми отправлениями по месту фактического нахождения Заказчика.
В соответствии с п. 4.6. контракта, по факту выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик в течение 1 (одного) рабочего дня с использованием единой информационной системы подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документы о приемке (Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3)), счёт и/или счёт-фактуру, а также иные документы, указанные в настоящем Контракте.
Согласно п. 4.10. контракта, формирование, подписание и размещение в единой информационной системе документов, указанных в пункте 4.6, осуществляется в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Доказательств выполнения работ Обществом, соблюдения Обществом положений об электронном актировании в материалы дела не представлено, что подтверждается в том числе и сведениями, содержащимися в Единой информационной системе.
В соответствии с п. 11.1. контракта, стороны не несут ответственность за полное или частичное неисполнение предусмотренных Контрактом обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
В материалы дела Обществом не представлено доказательств того, что исполнение контракта было невозможно по объективным обстоятельствам, доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы не имеется. Своим правом на расторжение контракта, предусмотренным п. 3.2.4 контракта, Общество не воспользовалось.
Согласно п. 9.1. контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно положениям п. 3.4.7 контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, Заказчик вправе провести экспертизу результатов выполненных Работ, своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 13.1. контракта, он вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 29.12.2023. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика.
В течение срока выполнения работ, предусмотренных контрактом, учредителем и директором Общества являлась ПИЧУЖКИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (ИНН 027704772513), с 29.03.2024 г. генеральным директором и учредителем Общества стал СЕНИН РОДИОН МИХАЙЛОВИЧ (ИНН 027317445910).
После смены генерального директора и учредителя Общества, работы по контракту также не выполнялись, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом, согласно п. 13.2. контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая тот факт, что Обществом обязательства по контракту не выполнялись, к работам Общество так и не приступило и по состоянию на 18.04.2024 г., 19.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.04.2024 14:17 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе, получено Обществом 19.04.2024 14:17 (МСК).
Следовательно, при расторжении контракта Заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта вступило в силу 02.05.2024 г. (с учетом выходных и праздничных нерабочих дней). На основании вышеизложенного, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Доказательств того, что ООО "РОТЕР" после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств по контракту, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что существенное нарушение условий контракта заключается в том, что ООО "РОТЕР" не выполнены работы по контракту в полном объеме.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Направляя заявку на участие в аукционе, участник закупки должен понимать последствия совершения таких действий и принимать организационные и экономические меры для исполнения договора в случае признания его победителем.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Заключая контракт, Общество должно было учесть все возможные варианты развития событий, предвидеть наступление предпринимательских рисков. Изложенные в письменных пояснениях обстоятельства относятся к факторам экономического риска, которые Общество как профессиональный участник рынка должно было учесть при заключении контракта на поставку товара при должной степени заботливости и осмотрительности.
ООО "РОТЕР", являясь коммерческой организацией, вступая с Заказчиком в договорные отношения в рамках государственного заказа, не могло и не должно было исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, сопряженных с оказанием вышеназванных услуг.
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Вместе с тем, доказательств того, что Общество после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями извещения об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "РОТЕР" приняло на себя обязательства по исполнению условий контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ООО "РОТЕР" уклонилось от исполнения контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного договора, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика от 19.04.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 19.04.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Договора на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ООО "РОТЕР" явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий контракта, кроме того, получение авансирования и игнорирование требований Заказчика о его возврате, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и, при таких обстоятельствах, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России принят во внимание тот факт, что ООО "РОТЕР" уже дважды включено в Реестр недобросовестных поставщиков (N 24001520, N 23012820).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (вх. N 4934/24 от 06.05.2024 г., N 035310000880000004 от 03.05.2024 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" (ИНН: 9715305582), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работы по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового) в газовой котельной ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области (номер извещения N 0353100008823000066), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" в отношении:
- ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" (сокращенное наименование: ООО "РОТЕР", ИНН: 9715305582, ОГРН: 1177746856770, КПП: 771501001, адрес: 127410, г. Москва, вн.тер. г. Муниципальный округ Отрадное, ш. Алтуфьевское, д. 31, стр. 1, помещ. 1/1);
- генерального директора ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР":
СЕНИН РОДИОН МИХАЙЛОВИЧ (ИНН 027317445910)
- учредителей ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР":
СЕНИН РОДИОН МИХАЙЛОВИЧ (ИНН 027317445910),
Генеральный директор и учредитель ООО "РОТЕР" на момент заключения контракта и до 29.03.2024 г. - ПИЧУЖКИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (ИНН 027704772513),
включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РОТЕР" из Реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 мая 2024 г. N 056/10/104-567/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - участники закупок - подрядчик - непреодолимая сила)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024