Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию ОГУ "Служба спасения Саратовской области" о
включении ООО "Яхтс эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0860200000823006746 "Поставка гидроциклов" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
03.05.2024 ОГУ "Служба спасения Саратовской области" представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Яхтс эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0860200000823006746 "Поставка гидроциклов" (далее - Запрос котировок).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
15.09.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком Запроса котировок является ОГУ "Служба спасения Саратовской области" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 977 480,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.09.2023 N ИЗК1 ООО "Яхтс эксперт" (далее - Общество, Поставщик) признано победителем Запроса котировок.
28.09.2023 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения запроса котировок заключен контракт N 0860200000823006746_69548 (Реестровый номер контракта, 26454060330 23 000046) на поставку гидроциклов (далее - Контракт)
Согласно п.1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить гидроциклы (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 2.1. Контракта цена Контракта составляет 5 970 000,00 (Пять миллионов девятьсот семьдесят тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Согласно п. 2.6. Контракта расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного пунктом 3.3 Раздела III Контракта.
Как следует из п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: г. Саратов, Дегтярная площадь, 15 (далее - место доставки), в срок до: с даты заключения контракта по 30.11.2023 г., в один этап.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно п. 12.1. Контракта он вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по "29" декабря 2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Срок исполнения Контракта: с даты заключения контракта по 29.12.2023.
22.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 12.2. Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8-11, 12.1, 13-14.1, 15-19, 20.1, 21-23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
22.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 22.04.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 03.05.2024.
Как следует из решения об одностороннем отказе, Заказчиком в соответствии с п. 1 ст. 463, п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2. раздела XII. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с установлением следующего: поставляемый товар не поставлен Заказчику в сроки, предусмотренные п. 3.1. Контракта, согласно которому поставка товара должна быть осуществлена Поставщиком с даты заключения контракта по 30.11.2023 в один этап.
Как следует из претензий о просрочке поставки товара по Контракту от 26.03.2024 N 377, от 16.04.2024 N 484 срок поставки истек 30 ноября 2023 года. 26 декабря 2023 года в адрес Заказчика поступило гарантийное письмо от Общества с указанием срока поставки до 31 января 2024 года. По состоянию на 16 апреля 2024 года Общество свои обязательства по поставке гидроциклов перед Заказчиком не исполнены.
В соответствии с п. 3.18. Контракта в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Поставщиком или Заказчиком условий Контракта, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Поставщика, и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
Как следует из гарантийного письма от 26 декабря 2023 года, направленного Обществом в адрес Заказчика, в связи с вводом 12 пакета санкций Евросоюза, товары с названием гидроцикл стали иметь статус двойного назначения, в связи с чем изменились временные условия экспорта гидроциклов в Россию. Общество пояснило, что не успевает осуществить поставку гидроциклов BRP Sea-Doo BRP GTX 170 - 2 штуки, в установленный срок по контракту на поставку гидроциклов от 28 сентября 2023 N 0860200000823006746_69548. Данным письмом Общество гарантировало произвести поставку вышеуказанного товара в срок до 31 января 2024.
Как следует из письма Общества исх. N 14 от 13.05.2024 при исполнении Контракта возникли независящие от Поставщика обстоятельства, повлекшие невозможность его исполнения в установленный срок по нижеописанным причинам.
В 2023-2024 году произошло ухудшение международной обстановки и были введены новые экономические санкции, вследствие чего возникли проблемы с поставкой продукции по данному Контракту, по которому требовалось поставить товары из Европы. Именно Гидроциклы стали считаться техникой двойного назначения, которая может быть использована в военных целях. Евросоюз запретил вывоз данной техники даже в страны ЕС. Обществом была проведена работа, чтобы организовать доставку товара из-за границы в данный период, включая альтернативные способы доставки и сторонних Поставщиков, о чем имеется соответствующая переписка с Поставщиками.
Общество поясняет, что данные обстоятельства являются форс-мажором или обстоятельствами непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), так как влекут невозможность исполнения обязательств, независимых от должника, его деяний и воли.
Исходя из вышеизложенного, комиссия Саратовского УФАС не усматривает в действиях ООО "Яхтс эксперт" намерения уклониться от исполнения контракта, так как Общество предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Яхтс эксперт" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Яхтс эксперт" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию ОГУ "Служба спасения Саратовской области" в отношении "Яхтс эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 14 мая 2024 г. N 64-110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024