Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙВЕСТ" на действия Заказчика ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000014 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Магистральный канал Приволжской оросительной системы с сопутствующими сооружениями. Саратовская область, Марксовский и Советский районы",
УСТАНОВИЛА:
05.05.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙВЕСТ" на действия Заказчика ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000014 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Магистральный канал Приволжской оросительной системы с сопутствующими сооружениями. Саратовская область, Марксовский и Советский районы" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком сформировано извещение, нарушающее положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурсу является ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 733 800,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в извещении о проведении закупки установлен ненадлежащий порядок оценки.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок
на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
Согласно приложению 6 к извещению "Критерии оценки заявок" Заказчиком установлен критерий оценки "Квалификация участников закупки", в котором установлен показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" с детализирующим показателем оценки "Общая цена исполненных участником закупки контрактов". По данному показателю Заказчиком установлено:
"2.1.1. Оценка заявок на участие в электронном конкурсе по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки контрактов"
Оценка заявок по данному детализирующему показателю осуществляется по формулам, указанным в Разделе II настоящего Порядка.
1. Устанавливается предмет договора (контракта), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): договор (контракт) предусматривающий выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических и мелиоративных сооружениях или природных явлений, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистки мелиоративных каналов.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт (контракты) на выполнение работ выполнение работпо предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических и мелиоративных сооружениях или природных явлений, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистки мелиоративных каналов;
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнениидоговора (договоров) на выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических и мелиоративных сооружениях или природных явлений, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистки мелиоративных каналов.
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок".
Аналогичные требования о сроке подписания последнего акта установлены по детализирующим показателям "Общее количество исполненных участником закупки контрактов" и "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Согласно пп. "г" п.28 Постановления Правительства N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Таким образом, Заказчиком установлены положения оценки заявок, противоречащие Постановлению Правительства N2604.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, данное требование установлено в связи с установлением в закупке требований согласно ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Во избежание противоречий, Заказчик конкретизировал положения об оценке заявок.
С данными пояснениями нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно извещению о проведении Конкурса Заказчиком установлено:
"Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-
ФЗ
Требования в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N2571
Дополнительные требования
Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов: а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр); в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг".
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования идругих материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенногоуровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что данная норма не регламентирует порядок оценки заявок на участие в конкурсе, в связи с чем ее применения к порядку оценки заявок неправомерно.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлен порядок оценки заявок на участие в закупке, противоречащий пп. "г" п.28 Постановления Правительства N2604. Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также согласно доводу жалобы, Заявитель считает установление заказчиком в качестве принятия к оценке договоров (контракт) предусматривающих выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических и мелиоративных сооружениях или природных явлений, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистки мелиоративных канало, слишком узконаправленным критерием оценки.
Согласно пп. "в" п.28 Постановления Правительства N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Заказчиком установлено, что по критерию оценки "Квалификация участников закупки" к оценке принимаются договоры (контракты), сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): договоры (контракты) предусматривающие выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических и мелиоративных сооружениях или природных явлений, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистки мелиоративных каналов.
Таким образом, установление данного критерия не противоречит положениям Постановления Правительства N2604. Довод жалобы признан необоснованным.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно пп. "а" п.1 ч.3 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с п.2 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.05.2024 NИЭОК2 заявка с идентификационным номером 56564 (заявка ООО "СТРОЙВЕСТ") отклонена со следующим обоснованием: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2
(аккредитационные сведения) и 3 (документы, подтверждающие соответствие доп. требованиям - ч. 2, 2.1 ст. 31) ч.6 ст. 43 Закона N44-ФЗ извещению. Отклонение по п.2 ч.12 ст. 48 Закона N44-ФЗ. Не соответствие предмета Контракта предоставленного в качестве соответствия дополнительным требованиям согласно п. 2.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ".
Для подтверждения соответствия требованиям 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заявителем приложен контракт N1/02-33 от 28.02.2023 на выполнение работ по строительству третьего пускового комплекса объекта: Берегоукрепление р. Мокша в р.п. Кадом Кадомтского района Рязанской области (корректировка) на сумму 2099 751 799,40 рублей в полном комплекте, включая приложения и акты выполненных работ (номер реестровой записи контракта 3620300147323000005).
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далееПостановление Правительства N2571), информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, при принятии решения о несоответствии заявки извещению о проведении Конкурса, Единая комиссия руководствовалась предметом работ, указанном в предоставленном участником контракте и сделала вывод о его несоответствии предмету закупки, в связи с чем заявка была отклонена.
Однако в требованиях ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также п.4 Постановления Правительства N2571 отсутствуют положения регламентирующие, что предоставляемый участником закупки контракт должен быть сопоставим с предметом проводимой закупки.
Таким образом, Единая комиссия, отклонив заявку под идентификационным номером 56564 по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, допустила нарушение пп. "а" п.1 ч.3 ст.48 Закона о контрактной системе. Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙВЕСТ" на действия Заказчика ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000014 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Магистральный канал Приволжской оросительной системы с сопутствующими сооружениями. Саратовская область, Марксовский и Советский районы" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ
ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" нарушение п.4 ч.2 ст.42, в действиях Единой комиссии ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" нарушение пп. "а" п.1 ч.3 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оперу электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 14 мая 2024 г. N 064/06/42-634/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024