Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в утвержденном составе: Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС; Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС; Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС, рассмотрев жалобу (вх. N 2527-ЭП/24 от 03.05.2024) индивидуального предпринимателя Пономарева М.Д. (далее - Заявитель) на положение извещения о проведении электронного аукциона "Приобретение акустического оборудования для объекта: "Строительство социально культурного центра д. Сметанино Верховского территориального сектора Верховажского муниципального округа Вологодской области"" (извещение N 0330300000324000013, далее - закупка, аукцион), на действия/бездействие Заказчика (МКУ "Служба заказчика") при проведении аукциона, в присутствии представителя Заказчика, в отсутствии Заявителя, 1
У С Т А Н О В И Л А:
03.05.2024 в 11:31:10 (мск) жалоба Заявителя размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) и зарегистрирована в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению об осуществлении закупки дата и время окончания срока подачи заявок 03.05.2024 15:17 (мск). Жалоба Заявителя подана в установленный срок и принята УФАС к рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила N 1576), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576.
Уведомлением от 07.05.2024 N 04-11/23-24 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, посредством размещения информации в ЕИС сообщено о назначении рассмотрения жалобы на 14.05.2024 в 11:00 (мск).
В силу ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети "Интернет" (далее - ВКС).
Соответствующая ссылка ВКС направлена Заявителю и Заказчику по электронной почте. В целях получения от Заказчика дополнительных пояснений и документов Комиссией УФАС объявлен перерыв до 15:00 (мск) 14.05.2024.
Заказчик представил письменные пояснений и документы.
В соответствии с требованиями ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правил N 1576 Комиссией УФАС в рамках рассмотрения жалобы Заявителя проведена внеплановая проверка. В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено следующее. 18.04.2024 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - извещение).
Согласно извещению объектом (предметом) закупки является "Приобретение акустического оборудования для объекта: "Строительство социально культурного центра д. Сметанино Верховского территориального сектора Верховажского муниципального округа Вологодской области"". Начальная (максимальная) цена контракта - 713 472,00 руб. В извещении установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ, а именно:
-запрет согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236);
-ограничение допуска согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление 2 Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878);
-условие допуска - участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н). В состав извещения включены следующие файлы: ТЗ Звук, Расчет НМЦК по поставке Звук, проект контракта, Требования к содержанию, составу заявки и инструкция. 126н, 878 (3).
Описание объекта закупки приведено в извещении и в файле ТЗ Звук. В жалобе указано о том, что Заказчик составил описание объекта закупки таким образом, чтобы потенциальные поставщики не смогли подать заявку и принять участие в аукционе без указания недостоверных сведений. В частности, по мнению Заявителя, Заказчик, размещая извещение, указал требование по предоставлению страны происхождения программного обеспечение, хотя программное обеспечение в рамках данной закупки не закупается. Комиссия УФАС, рассмотрев приведенный довод Заявителя,
установила
следующее.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановление N 1236 принято в реализацию ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, согласно которой нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров для целей осуществления закупок Постановление N 1236 устанавливает запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также 3 исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте. Пунктом 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно- аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Из указанного следует, что запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления N 1236, что подтверждается правовой позицией Минфина России (в частности, письмо от 29.11.2022 N 24-06-06/116710, от 30.04.2020 N 24-03-06/35429).
Из извещения, ТЗ Звук, а также из пояснений Заказчика и его представителя не следует, что в составе объекта/предмета закупки приобретается программное обеспечение, в том числе в проекте контракта не указано, что при поставке оборудования/товара программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения такого контракта.
Таким образом, Заказчик не доказал обоснованность и законность установления запрет согласно Постановлению N 1236, в связи с чем Заказчик нарушил ст.ст. 7, 14 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя является обоснованным.
Согласно доводу Заявителя Заказчик нарушил требования ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия УФАС, рассмотрев приведенный довод, установила, что в силу ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. 4 Заказчик 02.05.2024 16:23 (мск) на запрос дал разъяснения положений извещения от 02.05.2024 N РИ5 следующего содержания: "МКУ "Служба заказчика" сообщает: Согласно справочника ОКПД 2 26.40.51.000 данный ОКПД подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения (ПО), если в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в реестр евразийского программного обеспечения включено ПО (соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и планируемое к закупке), которое соответствует требованиям заказчика (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).".
Таким образом, приведенные разъяснения не соответствуют требованиям ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в частности, в разъяснениях не указан предмет запроса, в связи с чем, оценить полноту и объективность данных разъяснений не представляется возможным. Довод Заявителя является обоснованным. Заявитель считает, что описание объекта закупки осуществлено под конкретного производителя. Комиссия УФАС, оценив действия Заказчика по описанию объекта закупки (соблюдение требований ст. 33 Закона N 44-ФЗ),
установила
следующее. Доказательств, свидетельствующих об описании объекта закупки, в Комиссию УФАС не представлены. Заказчик, указал на то, что на участие в аукционе подано три заявки, условия конкурентной закупки соблюдены. За отсутствием доказательств, довод Заявителя является необоснованным. Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог) в соответствии с п.п. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ), утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с абз. "а" п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск 5 промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о контрактной системе соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
При описании объекта закупки Заказчик указал позицию 26.40.51.000 ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик пояснил, что при формировании объекта закупки было принято решение выбрать позицию ОКПД2 - 26.40.51.000 "Части и принадлежности звукового и видеооборудования". Заказчик согласен с тем, что "не досконально изучено применение к этому ОКПД ограничений", так же согласен с тем, что "стоило рассмотреть еще один ОКПД 26.40.31.190 (Аппаратура для воспроизведения звука прочая)". Кроме того, согласно КТРУ имеются следующие позиции: 26.40.51.000-00000002 - Кейс для хранения светового (звукового) оборудования; 26.40.51.000-00000001 - Кейс для хранения светового (звукового) оборудования. В составе описания объекта закупки имеется "Рэковый кейс ОКПД 2 26.40.51.000".
В КТРУ также имеются иные позиции, например, 26.40.31.190- 00000030 - Радиосистема, 26.40.31.190-00000032 - Цифровой передатчик, 26.40.31.190-00000021 - Радиосистема с головным микрофоном и др., которые могли быть рассмотрены Заказчиком при описании объекта закупки. Приведенные обстоятельства, свидетельствует о ненадлежащем подходе в описании объекта закупки и о нарушении требований ст.7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя о нарушении порядка и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в силу ч.ч. 8, 9 ст. 99 Закона о контрактной системе не подлежит рассмотрению в связи с тем, что такой вопрос относится к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Заказчик представил документы, свидетельствующие о направлении запросов коммерческих предложений. Основания для передачи жалобы в указанной части органу внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отсутствуют. С учетом выявленных нарушений, Комиссия УФАС считает необходимым выдать предписание. 6 На основании изложенного и руководствуясь ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами N 1576, Комиссия УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева М.Д. частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ст.ст. 7, 14, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы проверки должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лица заказчика к административной ответственности. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии подпись О.Н. Сучков
Члены Комиссии: подпись Е.Н. Предтеченская подпись Ю.Н. Кузнецова 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 14 мая 2024 г. N 035/06/14-383/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024