Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, В. Д.
Кириленко, рассмотрев дело N 061/06/42-1452/2024 по жалобе ООО "БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) о нарушении МБДОУ ДС комбинированного вида N23 города Каменск- Шахтинского (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0358300243024000002 "Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие" норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия МБДОУ ДС комбинированного вида N23 города Каменск-Шахтинского. Заказчик в возражениях на жалобу представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.04.2024 размещено извещение о проведении закупки, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 06.05.2024 07:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 18 669 620,20 рублей. Заявитель полагает, что определенный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует нормам Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пп. в п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно Извещению объектом закупки является благоустройство кладбища. Заказчик утвердил порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, согласно которому: "Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения Исполнителя: к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающего оказание услуг по организации питания воспитанников в детских дошкольных образовательных организациях (учреждениях).". Установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки 2024-8567 2 является оказание услуг по организации питания воспитанников детского сада. Комиссия отмечает, что абз.2 пп."в" п. 28 Положения однозначно определено, что в порядке оценки, в том числе, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, под сопоставимым опытом работ, в рамках норм Положения, понимается опыт выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных контрактом, заключаемым по результатам конкурентной процедуры, а также опыт выполнения работ (оказания услуг) непосредственно связанный с работами (услугами) выполняемыми в рамках такого контракта (сопоставимый опыт). В рассматриваемом случае Комиссией Ростовского УФАС России не установлено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допущенных при подготовке порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Заказчик, реализуя свое исключительное право на подготовку конкурсного лота правомерно
определил
как дополнительный критерий опыт по оказанию услуг по организации питания воспитанников в детских дошкольных образовательных организациях (учреждениях), который является сопоставимым по характеру и объему закупаемых услуг. Участники закупки предоставляют информацию об опыте исполнения договоров по организации питания воспитанников в детских дошкольных образовательных организациях (учреждениях), что не является обязательным и единственным условием для участия в конкурсе, основанием для отклонения заявки участника, а является лишь одним из критериев оценки победителя. Кроме того, соблюдение указанного условия является лишь одним из критериев оценки победителя. Определение параметров сопоставимости характера и объема относится к компетенции заказчика. Заказчик самостоятельно устанавливает сопоставимость, исходя из предмета закупочной процедуры и цели получения наиболее качественного выполнения услуги. Установление требования к сопоставимому опыту работы не направлены на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя услуг. При этом, Заказчик самостоятельно определяет с учетом специфики планируемой закупки необходимые требования к участникам закупки, в том числе к установлению соответствующего опыта у участника закупки, подлежащие оценке заказчиком, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки. Изложенная позиция отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2022 г. N 24-06-07/41956.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что вне зависимости от наличия предложения от участника закупки по оспариваемому критерию, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. N 307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-12629 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребности публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки". Судебная практика основывается на том факте, что установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое другое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный показатель. Аналогичные выводы содержаться в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2021 г. по делу N А53-13738/2020, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 г. по делу N А53- 9946/2020, Решении Арбитражного суда 2024-8567 3 Республики Карелия от 27.11.2020 по делу NА526-6133/2020, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2019 г. N307-ЭС19- 12629 по делу N А56- 115357/2018.
В силу изложенного, довод жалобы признан необоснованным. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
1.В соответствии с ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ЕИС размещенное извещение об осуществлении закупки не содержит информации о порядке предоставления обеспечения исполнения заявки, контракта, требованиях к ним, информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ЕИС - раздел "Платежные реквизиты" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000 ... ).
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.42 Закона. 2.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно извещению Заказчиком не установлено преимущество участникам закупки в соответствии со ст. 30 Закона. Заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено: Вторая часть заявки содержит: Информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 2024-8567 4 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки:
- декларация о принадлежности участника к СОНКО - требование установлено.
Таким образом, требовать в составе заявки декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям при отсутствии в извещении информации о предоставлении преимущества участникам закупки в соответствии со ст. 30 Закона является нарушением ч.2 ст.42 закона. 3.
В силу п.5 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - проект контракта.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением н езависимой гарантии , соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Частью 1 статьи 45 Закона предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации). Вместе с тем, Заказчиком в извещении установлено:
- "Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в соответствии со ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ. ...
Независимая гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в закупке, должна соответствовать требованиям ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ и информация о ней должна быть включена в реестре независимых гарантий, размещенный в ЕИС ...";
- "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ ... Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно ... ".
На основании изложенного, Заказчик в извещении
установил
требования к обеспечению 2024-8567 5 заявки, исполнения контракта в нарушение ч.3 ст.96 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИЗНЕС КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1, 2 ст.42, ч.3 ст.96 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова В.Д. Кириленко Исп.Кириленко В.Д. тел.(863) 240-86-88, вн.061-131 2024-8567 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 6 мая 2024 г. N 061/06/42-1452/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024