Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: В.Д. Кириленко, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-1444/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300279624000026 "Поставка учебного оборудования для оснащения объекта: "МБОУ СОШ на 1340 мест по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Московская, 304"." (далее - аукцион, закупка) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Коваленко Е.С. (доверенность от 06.05.2024 N50\10\01/1-14/5), представителя Заявителя - Пикаловой Е.М. (доверенность от 02.05.2024 Nб/н),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения о проведении электронного аукциона. Заказчик в возражениях на жалобу (от 08.05.2024 N50/10-14/1479):
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорного описания объекта закупки;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 22.04.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300279624000026, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 02.05.2024 11:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 100 204 017,63 рублей. 1 Согласно доводу жалобы Заявителя, в нарушение норм Закона Заказчик не включил в извещение о проведении закупки характеристики приобретаемого товара.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур х арактеристики объекта закупки, предусмотренные пунк том 1 части 1 ст атьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1946) утверждены дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденные указанным постановлением, дополнить пунктами 31 и 32.
В соответствии с п.п. "б" п.11 Постановления N 1946:
31. при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Изменения, внесенные Постановлением N 1946, применяются к закупкам, извещения (приглашения) об осуществлении которых размещены (направлены) с 01.10.2023.
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности: формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения); документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения). При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС. Вместе с тем, в структурированной форме извещения отсутствуют характеристики приобретаемого товара, изложенные Заказчиком в текстовом файле "Описание объекта закупки", что является нарушением ч. 1 ст. 42 Закона. Довод жалобы признан обоснованным. 2 По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение норм Закона объединены в один лот товары, функционально и технически не связанные между собой.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из совокупного толкования п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки являются наборы по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного образования с кодом КТРУ 32.99.53.130-00000047.
Согласно описанию объекта закупки, в указанные наборы Заказчиком включен обширный перечень товаров для оснащения каждого учебного кабинета определенными товарами в зависимости от предметной области, среди которых, например:
- наушники с микрофоном;
- словарь;
- маркер водный;
- пластилин;
- доска для лепки и моделирования из пластилина;
- цифровая лаборатория;
- набор красок;
- доска гладильная;
- ножницы универсальные;
- набор отверток;
- ключ гаечный;
- блендер;
- чайник электрический;
- микроволновая печь;
- мясорубка электрическая;
- клавиатура;
- сервиз чайный, и пр.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг. В письме Минфина России от 05.11.2020 N24-01-06/96200 изложена следующая правовая позиция: "Включение в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом контракта, не допускается.".
На основании изложенных норм следует, что основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи приобретаемых Заказчиком товаров, в отношении которых проводится закупка, являются их единое неразрывное целевое использование, необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе. Как установлено, в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), примененный заказчиком код КТРУ относится к коду ОКПД2 32.99.53 "Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей. Эта группировка включает широкий диапазон приборов, аппаратов и моделей, предназначенных для демонстрационных целей (например, в школах, лекционных аудиториях, выставках) и не пригодных для другого использования". Исходя из вышеизложенного следует, что примененная Заказчиком позиция КТРУ описывает набор, включающий в себя различные предметы, модели, приборы и пр., используемый в учебных целях в целях демонстрации ученикам для закрепления изучаемых тем и материалов по каждой предметной области. Вместе с тем, товары, включенные заказчиком в объект закупки - набор, не могут быть признаны предназначенными для демонстрационных целей в понимании, определенном Росстандартом в вышеуказанном Приказе. Кроме того, Комиссией отмечено, что, например, Приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 N 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, согласно которому рассматриваемые наборы как отдельный товар относятся к категории "игры" Раздела 6 для группы продленного дня.
Таким образом, приобретаемые Заказчиком товары обращаются на разных товарных рынках и не связаны между собой технологически и функционально и не образуют в совокупности набор, определенный позицией КТРУ 32.99.53.130-00000047.
Во внимание принято в том числе следующее.
Согласно п. 8 Правил, при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция. Исходя из изложенных положений Правил, содержание объекта закупки, то есть конкретные товары, работы, услуги, подлежат описанию на основании имеющихся позиций КТРУ. Каталог товаров, работ, услуг содержит, например, следующие позиции, которые соответствуют приобретаемым Заказчиком товарам, образующих, по его мнению, наборы по закреплению изучаемых тем: 26.20.40.190-00000021 - Цифровая лаборатория для школьников; 26.40.42.120-00000006 - Гарнитура; 26.51.32.190-00000005 - Инструмент чертежный классный; 32.40.39.129-00000006 - Комплект игр для развития моторики и сенсорики; 58.11.11.000-00001327 - Учебники печатные общеобразовательного назначения; 32.40.20.132-00000008 - Конструктор; 32.40.11.190-00000001 - Куклы-персонажи; 20.59.52.110-00000002 - Пластилин для дет ского творчества; 25.71.11.120-00000001 - Но жницы канцелярские; 27.51.24.110-00000001 - Э лектрочайник бытовой; 27.51.21.122-00000005 - Мясорубка электрическая; 26.20.16.110-00000002 - Клавиатура, и пр. Обязательные для применения позиции КТРУ не использованы Заказчиком при описании объекта закупки. Помимо прочего, соблюдение национального режима при осуществлении закупки товаров оспариваемой закупки является предметом регулирования различных правовых актов (Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н, Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617), которыми определен запрет на включение в один лот товаров, входящих в перечень каждого такого нормативно-правового акта, и не входящих в него. Аналогично на часть товаров распространяются требования ст.ст. 28, 29 Закона.
На основании вышеизложенного следует, что Заказчиком при формировании лота рассматриваемой закупки нарушены ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 Закона. Довод жалобы признан обоснованным. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В извещении об осуществлении закупки не установлены соответствующие преимущества для участников закупки. При этом, Заказчиком установлены следующие требования к содержанию и составу заявки: "и) декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
к) декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 Федерального закона N44-ФЗ (если участник закупки является такой организацией);
л) декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N44-ФЗ.".
На основании вышеизложенного, при формировании требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке Заказчик нарушил ч. 2 ст. 42 Закона.
В силу ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). В извещении о проведении закупки Заказчиком указано следующее: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок в соответствии с приложенным файлом Реквизиты счета для учета операций со средствами, поступающими заказчику p/c 00000000000000000000, л/c См. прилагаемые документы, БИК 000000000 Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению содержаться в приложенном файле Платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта p/c 00000000000000000000, л/c См. прилагаемые документы, БИК 000000000".
Фактически, в нарушение нормы ч. 1 ст. 42 Закона, в извещении о проведении закупки Заказчиком не определены порядок предоставления обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, а также реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу Заявителя обоснованной. 2 Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23, ч.ч. 1, 2 ст. 42 Закона. 3 Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, аннулировании спорной закупки. 4 Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: В.Д. Кириленко А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132
2024-8563
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 мая 2024 г. N 061/06/42-1444/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024