Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 15.03.2023 N 26 в составе: Овериной А.В.-Врио заместителя руководителя Управления- начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Скоблик Г.Н.- специалиста- эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А.- специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский клинический перинатальный центр" (далее сокращенно- ГБУЗ РК "КРКПЦ") N 030720001660000006 от 03.05.2024 (вх. 23.04.2024 N 4516/24) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Давоян Руслан Гагикович в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА-077/24/КРКПЦ от 18.03.2024 на "Выполнение капитального ремонта в помещении ВРТ в здании ГБУЗ РК "КРКПЦ" (3 этап)", извещение о проведении электронного аукциона от 14.02.2024 N 0307200030624000218, при участии:
-Выдриной С.Н. по доверенности б/н от 08.05.2024, представитель ГБУЗ РК "КРКПЦ",
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе от ГБУЗ РК "КРКПЦ" поступило обращение N 030720001660000006 от 03.05.2024 (вх. 23.04.2024 N 4516/24) о включении информации об ИП Давоян Руслан Гагикович в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА-077/24/КРКПЦ от 18.03.2024 на "Выполнение капитального ремонта в помещении ВРТ в здании ГБУЗ РК "КРКПЦ" (3 этап)", извещение о проведении электронного аукциона от 14.02.2024 N 0307200030624000218.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, 3 свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. ГБУЗ РК "КРКПЦ", ИП Давоян Р.Г. надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1. автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1. считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 4 Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 2.
Между ГБУЗ РК "КРКПЦ" и ИП Давоян Р.Г. по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, извещение от 14.02.2024 N 0307200030624000218 был заключен контракт N ЭА-077/24/КРКПЦ от 18.03.2024, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт в помещении ВРТ в здании ГБУЗ РК "КРКПЦ" (3 этап) в соответствии с проектной документацией (Приложение N 6 к контракту), с ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 7 к контракту), Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и графиком выполнения подрядных работ (Приложение N 2), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их, пункт 1.1 контракта.
Согласно пункту 3.2. контракта цена контракта составляет: 1 786 119,28 (один миллион семьсот восемьдесят шесть тысяч сто девятнадцать руб. 28 коп.) рублей, НДС не облагается. Пунктами 5.1., 5.2 контракта установлено, что срок выполнения работ составляет 90 календарных дней с даты заключения контракта (до 17.06.2024); контракт выполняется Подрядчиком в один этап. Обязанности подрядчика установлены пунктами 4.4.1.-4.4.25 контракта и включают в том числе следующие положения: "4.4.2.
Выполнить работы в соответствии с проектной документацией, ведомостями объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, оборудования (ведомость объемов работ), определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования; 4.4.3.
В течение 10 календарных дней с даты заключения контракта согласовать с Заказчиком и утвердить график выполнения работ (Приложение N 2 к контракту); 4.4.4.
Предоставить приказ о назначении ответственных лиц за пожарное оборудование и охрану труда на объекте. 4.4.5.
Выполнить работы в сроки, установленные контрактом и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта. 5 4.4.6.
Обеспечить безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. 4.4.7.
Обеспечить представителям заказчика возможность осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта. 4.4.8.
Информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, о несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, в течение 24 часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая либо угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны подрядчику. 4.4.9.
Обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков. 4.4.15.
Предоставить Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта перечень служащих, рабочих (с указанием профильных специальностей) с предоставлением документов, подтверждающих трудовые отношения с Подрядчиком, с обязательным указанием количества привлекаемого персонала для выполнения указанных видов работ. 4.4.22.
Использовать для выполнения работ материалы, изделия и конструкции, оборудование только при наличии соответствующих сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющих их качество. 4.4.23.
Назначить в день заключения контракта ответственное лицо для оперативного решения текущих вопросов по контракту. 4.4.25.
Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные отступления от проектной документации." Права подрядчика определены пунктами 4.3.1-4.3.6 контракта. Права и обязанности заказчика установлены пунктами 4.1.1-4.2.12 контракта. Порядок сдачи и приемки работ определены Разделом 6 контракта.
Согласно пунктам 6.4-6.6. контракта по факту выполнения работ, Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке. Содержание документа о приемке должно соответствовать п.1 ч.13 ст. 94 Закона о контрактной системе. К документу о приемке прилагаются: счет-фактура (счет), акт о приемке выполненных работ (Приложение N8), акт о приемке скрытых работ (в случае необходимости), копии сертификатов, другие документы, предусмотренные исполнительной документацией, подписанные подрядчиком. Оформление документа о приемке работ (ее результатов) осуществляется после предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств. Проведение экспертизы соответствия выполненных работ условиям контракта регламентируется пунктами 6.2-6.3 контракта.
В соответствии с пунктами 6.7-6.8 контракта приемка работ на соответствие объему и качеству осуществляется Заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения документа о приемке. По результатам приемки работ Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней подписывает следующие документы: акт о приемке выполненных работ (Приложение N8), а также электронный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или размещает в единой информационной системе в сфере закупок 6 мотивированный отказ от приемки работ, в котором указываются недостатки и сроки их устранения. Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком, пункт 6.13 контракта. Расторжение контракта (пункт 12.2 контракта) допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. 3.
В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения установлено, что 16.04.2024 за N 01-07/959 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Причиной одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик указал на:
-непредставление подрядчиком в срок до 28.03.2024 графика выполнения работ, нарушен пункт 4.4.3 контракта;
-работы не ведутся, нарушены пункты 5.1, 5.2 контракта (срок выполнения работ). Уважительных причин невыполнения обязательств по контракту ИП Давоян Р.Г. не представлено. 26.03.2024 ИП Давоян Р.Г. направил заказчику извещение о приостановлении выполнения работ в связи с существенным увеличением стоимости строительных материалов с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, приложив коммерческие предложения по стоимости строительных материалов от 20.03.2024, от 14.03.2024, счет на оплату N 50 от 20.03.2024, предварительный (поставщик ООО "ЛайтСфер", ИНН:4345340213).
В ответе заказчика (письмо от 08.04.2024 N 01-07/873) сообщается, что нормы Закона о контрактной системе не обязывают заказчика принимать предложение подрядчика о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с увеличением стоимости стройматериалов; считают, что существенное увеличение стоимости строительных материалов не является основанием для невыполнения принятых обязательств по контракту, а свидетельствует от утрате контрагентом экономической заинтересованности в выполнении контракта. Подрядчику направлено требование от 08.04.2024 N 01-07/870 о предоставлении на согласование графика выполнения работ; подрядчик проинформирован об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в соответствии с Разделом 9 контракта. Со ссылкой на пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 12.2 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ЭА-077/24/КРКПЦ от 18.03.2024. 3.
Решение заказчика 16.04.2024 за N 01-07/959 от об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 16.04.2024, получено подрядчиком 16.04.2024.
Согласно пункту 13.1. контракта, контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует до 30 октября 2024 года, а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты штрафов, неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика 7 (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату 27.04.2024 (суббота, которая в 2024 году является рабочим днем на основании Постановления Правительства РФ от 10.08.2023 N 1314 "О переносе выходных дней в 2024 году").
Таким образом, в соответствии частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 16.04.2024 за N 01-07/959 об одностороннем отказе от исполнения контракта N ЭА-077/24/КРКПЦ от 18.03.2024 следует считать дату 27.04.2024. 4.
Изучив письменные пояснения со стороны заказчика; информацию, размещенную в ЕИС; Комиссия Коми УФАС России приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки. Комиссия Коми УФАС России, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, о недобросовестном характере его поведения. Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Исходя из условий заключенного контракта N ЭА-077/24/КРКПЦ от 18.03.2024 ИП Давоян Р.Г. (подрядчик) надлежало в срок до 17.06.2024 выполнить капитальный ремонт в помещении ВРТ в здании ГБУЗ РК "КРКПЦ" (3 этап) в соответствии с проектной документацией (Приложение N 6 к контракту), с ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 7 к контракту), Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и графиком выполнения подрядных работ (Приложение N 2), Подрядчик к выполнению работ не приступил без уважительных причин. Факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту со стороны ИП Давоян Р.Г. подтверждается требованием заказчика от 08.04.2024 N 01-07/870, письмом заказчика от 08.04.2024 N 01-07/873. 8 Комиссия Коми УФАС приходит к выводу, что у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 16.04.2024 за N 01- 07/959.
ИП Давоян Р.Г., подавая заявку на участие в аукционе, должен был оценить возможность выполнения ремонтных работ в соответствии с проектной документацией в установленные контрактом сроки; наличие строительных материалов, оборудования; наличие персонала строительных специальностей для выполнения работ; установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора согласно Разделу 9 контракта. Соответственно, ИП Давоян Р.Г. не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Торгово-промышленной палатой РФ разработано "Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)" (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. Доказательства, подтверждающие невозможность выполнения подрядных работ ввиду действия обстоятельств непреодолимой силы в материалы дела не представлено. После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение регламентированного десятидневного срока (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе) подрядчик также не приступил к выполнению работ. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских 9 правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание подрядчика недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для его включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает 10 гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44- ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Доказательства, свидетельствующие о невозможности ИП Давоян Р.Г. выполнить ремонтные работы в соответствии с условиями контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ИП Давоян Р.Г. не представлены, в Коми УФАС России отсутствуют. Наличие иных не зависящих от ИП Давоян Р.Г. причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено. Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере 11 закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил и исключающих внесение сведений об ИП Давоян Р.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссией Коми УФАС России не установлено. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Включить представленную государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский клинический перинатальный центр" (ОГРН: 1021100510419, ИНН: 1101487382) информацию об индивидуальном предпринимателе Давоян Руслане Гагиковиче (ОГРНИП: 315110100007994, ИНН: 112106832499) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА- 077/24/КРКПЦ от 18.03.2024 на "Выполнение капитального ремонта в помещении ВРТ в здании ГБУЗ РК "КРКПЦ" (3 этап)", извещение о проведении электронного аукциона от 14.02.2024 N 0307200030624000218, ИКЗ: 242110148738211010100100020014120243, сроком на два года. 2.
Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Давоян Руслане Гагиковиче (ОГРНИП: 315110100007994, ИНН: 112106832499) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях 12 заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский клинический перинатальный центр" (ОГРН: 1021100510419, ИНН: 1101487382) нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.В. Оверина Члены комиссии: Г .Н. Скоблик А.А. Мокиенко
2024-3245
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 мая 2024 г. N РНП-11-92
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024