Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: Овериной А.В. - врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления строительства и жилищно- коммунального хозяйства администрации муниципального района "Прилузский" (далее - УСИЖКХ администрации МР "Прилузский", заказчик) от 06.05.2024 N 080730000080000005 (вх. N 4571/24 от 06.05.2024) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Графика-Инжиниринг" (далее - ООО "Графика- Инжиниринг") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022 на выполнение работ по подготовке проектно- сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" (реестровый номер контракта 3111200746122000015), заключенного с ООО "Графика-Инжиниринг" по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение N 0107300018922000087), при участии в заседании Комиссии посредством веб-конференции:
- Ухтверова Н.С., представителя ООО "Графика-Инжиниринг" по доверенности от 22.04.2024, 2
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО "Графика-Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022 на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о 3 поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. УСИЖКХ администрации МР "Прилузский", ООО "Графика-Инжиниринг" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. В связи с заявленным ООО "Графика-Инжиниринг" ходатайством б/н, б/д (вх. N 4702-эп/24 от 13.05.2024) о предоставлении возможности дистанционного участия в рассмотрении обращения, заседание Комиссии по рассмотрению обращения УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" осуществлено в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.
Письмами от 08.05.2024 N 97 (вх. N 4703-эп/24 от 13.05.2024), от 13.05.2024 (вх. N 4736-эп/24 от 13.05.2024), от 14.05.2024 (вх. N 4798-эп/24 от 14.05.2024), от 14.05.2024 (вх. N 4802-эп/24 от 14.05.2024) УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" и ООО "Графика- Инжиниринг" представлены пояснения и копии документов по настоящему делу. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 19.10.2022 уполномоченным органом - Управлением финансов администрации муниципального района "Прилузский" в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0107300018922000087.
Наименование объекта закупки - "Подготовка проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней". Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 113 032,41 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.10.2022 10:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 27.10.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 28.10.2022.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.10.2022 N ИЭА1 , между УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" и единственным участником закупки - ООО "Графика-Инжиниринг" (далее - Подрядчик) 11.11.2022 заключен муниципальный контракт N 01073000189220000870001 на выполнение работ по подготовке проектно-сметной 4 документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" (далее - муниципальный контракт N 01073000189220000870001 от 11.11.2022, Контракт).
Согласно пункту 1.2 Контракта: "Подрядчик обязуется выполнить комплекс работ по подготовке проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней (далее по тексту - Работы), в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Техническим заданием на разработку проектной документации (далее по тексту - Задание) являющимся Приложением N 1 к Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы. Результатом выполненных Работ по Контракту является проектно - сметная документация, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 года N 174- ФЗ "Об экологической экспертизе", при этом разработанный сметный расчет, входящий в состав проектной документации, подлежит проверке на достоверность сметной стоимости проектируемых работ в АУ РК "Управление госэкспертизы РК". Место выполнения работ: Республика Коми, Муниципальный район "Прилузский" Республики Коми, сельское поселение "Гурьевка" с.Гурьевка, в пределах координат N59o25"35,2"" E049o34"26,8"", N59o25"37,7"" E049o34"25,5"", N59o25"37,7"" E049o34"21,9"", N59o25"35,8"" E049o34"22,7".
Кадастровый номер земельного участка: 11:01:9901004, подготовка проектной и рабочей документации по месту нахождения Подрядчика". Срок выполнения работ по Контракту устанавливается: начало - с даты подписания Контракта, по 31 декабря 2022 года. Объем выполняемых работ - 1 усл.ед. (пункт 1.2 Контракта). Цена контракта, согласно пункту 2.1 Контракта, составляет 2 113 032 (два миллиона сто тринадцать тысяч тридцать два) рубля 41 копейка, (НДС не облагается). В пункте 9 Технического задания (приложение N 1 к муниципальному контракту N 01073000189220000870001 от 11.11.2022) определены следующие этапы выполнения работ по контракту: "1. Подготовка задания и программы на выполнение инженерных изысканий.
2. Проведение инженерных изысканий, в том числе проведение комплексной оценки объекта накопленного вреда окружающей среде в соответствии со ст. 80.1, 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 N445 "Правила ведения государственного реестра объектов накопленного экологического вреда окружающей среде". По итогам изысканий проводится согласование с заказчиком проектных решений.
3. Проведение общественных обсуждений в соответствии с требованиями Положения об оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом МПРиЭ РФ от 01.12.2020 N999. 4.
Разработка проектной документации, включающей в том числе организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии со ст. 80.1, 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N542 "Об утверждении правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде", постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
5. Получение положительных заключений необходимых экспертиз в случаях и 5 порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 16 Технического задания (приложение N 1 к муниципальному контракту N 01073000189220000870001 от 11.11.2022) Подрядчик по доверенности от заказчика самостоятельно за счет собственных средств обеспечивает:
- подготовку необходимого комплекта документов;
- направление и прохождение входного контроля комплекта документов;
- получение следующих положительных заключений и согласований на разработанную документацию:
1. Положительного заключения государственной экологической экспертизы. Проведение общественных обсуждений проекта, необходимых для направления проектной документации на государственную экологическую экспертизу также осуществляется силами Подрядчика и за его счет. В случае получения отрицательного заключения государственной экологической экспертизы Подрядчик устраняет замечания за свой счет и оплачивает повторную государственную экологическую экспертизу.
2. Положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости. В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы Подрядчик устраняет замечания за свой счет и оплачивает повторную государственную экспертизу. 3.
Согласование проекта по ликвидации (рекультивации) несанкционированной свалки, ликвидации вреда окружающей среде с Федеральной службой но надзору и сфере природопользования в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 N542"Об утверждении правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде". В случае наличия замечаний Подрядчик устраняет их самостоятельно за свой счет и самостоятельно направляет документацию на повторное согласование. Раздел 3 Контракта содержит перечень обязательств Подрядчика. Так, согласно пунктам 3.1.1 - 3.1.16 Контракта, Подрядчик обязан: "- Выполнять все условия Контракта.
- Организовать выполнение Работ в полном объеме и в сроки, предусмотренные требованиями Контракта и приложениями к нему.
- При выполнении инженерных изысканий обеспечить применение средств измерений, прошедших в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую проверку (калибровку) или аттестацию.
- При обработке материалов инженерных изысканий, выполнении проектных работ обеспечить использование сертифицированного программного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- По окончании инженерных изысканий сформировать материалы в виде технического отчета и сдать его Заказчику, вместе с комплектом проектной документации.
- Согласовывать с Заказчиком технические решения, принимаемые в проектной документации. По поручению Заказчика согласовать проектную документацию с компетентными организациями, ведомствами, государственными и муниципальными органами.
- В трехдневный срок с даты заключения контракта предоставить в адрес Заказчика календарный график выполнения работ для согласования.
- Получить в органах государственной экологической экспертизы положительное заключение по материалам инженерных изысканий и проектной документации.
- При обнаружении Заказчиком, государственной экологической экспертизой, компетентными государственными организациями, органами местного самоуправления 6 недостатков в материалах инженерных изысканий или проектной документации по требованию Заказчика безвозмездно организовать выполнение дополнительных инженерных изысканий и исправить проектную документацию. Внесение необходимых исправлений должно быть осуществлено Подрядчиком в срок, установленный Заказчиком, но не позднее 15 дней с момента получения от Заказчика соответствующего уведомления.
- Оплатить расходы по получению положительного заключения повторной государственной экологической экспертизы в случае получения по вине Подрядчика отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.
- Участвовать в судебных делах по искам, предъявленным Заказчику третьими лицами в связи с недостатками материалов инженерных изысканий и проектной документации.
- В случае принятия государственными органами в рамках действующего законодательства решений, лишающих Подрядчика права на выполнение работ, предусмотренных настоящим Контрактом, в месячный срок со дня вступления в силу указанных решений, предоставить Заказчику действующие свидетельства, позволяющие Подрядчику выполнять весь комплекс работ, предусмотренных настоящим Контрактом.
- В письменном виде уведомить Заказчика в течение 3-х рабочих дней об изменении реквизитов.
- Подрядчик вправе самостоятельно определять способы выполнения Работ.
- Подрядчик не вправе передавать материалы инженерных изысканий, проектную документацию или ее отдельные части, разделы третьим лицам без письменного разрешения Заказчика, разглашать конфиденциальную информацию и иную информацию, касающуюся Работ по Контракту.
- Работы по инженерным изысканиям должны выполняться лицом, являющимся в соответствии с требованиями статей 47 (за исключением лиц, указанных в части 2.1), 55.4, 55.8 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. Указанное лицо должно иметь право выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации. Подрядчик вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, имеющих право выполнять инженерные изыскания для подготовки проектной документации. Подрядчик осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий в соответствии с ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ".
Согласно пункту 6.1 Контракта: "Расторжение Контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случаях:
- если Заказчик дает распоряжение приостановить работы, но это распоряжение не выполняется в течение 3 дней;
- нарушения Подрядчиком условий Контракта;
- если Подрядчику не удается выполнить дополнительные инженерные изыскания и переделать проектную документацию в сроки, установленные Заказчиком;
- если в процессе выполнения работ станет известно об экономической, технической, экологической нецелесообразности подготовки проектной документации;
- при выявлении необходимости выполнения дополнительных инженерных изысканий;
- аннулирования или лишения членства саморегулируемой организацией (СРО) о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, предусмотренных Контрактом, а также принятия государственными органами в рамках действующего законодательства решений, лишающих Подрядчика права на выполнение работ, предусмотренных 7 Контрактом". 2.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт N 01073000189220000870001 от 11.11.2022 расторгнут УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" 03.05.2024 в одностороннем порядке. Причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило неисполнение ООО "Графика-Инжиниринг" взятых на себя обязательств по контракту. Так, из условий указанного выше контракта следует, что Подрядчик обязался в срок с 11.11.2022 по 31.12.2022 выполнить комплекс работ по подготовке проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней". Результатом выполненных Работ по Контракту должна была явиться проектно - сметная документация, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", при этом разработанный сметный расчет, входящий в состав проектной документации, подлежал проверке на достоверность сметной стоимости проектируемых работ в АУ РК "Управление госэкспертизы РК". 29.11.2022 Подрядчик обратился в адрес Заказчика с предложением об организации и проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду объекта государственной экологической экспертизы - проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" с целью информирования общественности (письмо N 160-01 от 29.11.2022). 07.12.2022 главой муниципального района "Прилузский" - руководителем администрации вынесено постановление N 30 "О назначении общественных обсуждений", согласно которому общественные обсуждения по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности в соответствии с проектом разработки указанной выше проектно-сметной документации назначены на 15.12.2022.
Письмом от 13.12.2022 N 178-01 ООО "Графика-Инжиниринг" уведомило Заказчика о том, что постановление главы муниципального района "Прилузский" - руководителя администрации от 07.12.2022 N 30 противоречит требованиям Приказа Минприроды РФ от 01.12.2021 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" в части сроков доступности для общественности материалов по объекту общественного обсуждения (не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 10 календарных дней после дня проведения общественных слушаний), в связи с чем, предложило изменить дату проведения общественных слушаний с 15.12.2022 на 10.01.2023, обеспечить доступность объекта общественного обсуждения с 20.12.2022 по 20.01.2023 путем размещения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду объекта государственной экологической экспертизы - проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" на официальном сайте Администрации. 8 В ответ на указанное выше письмо Заказчиком в адрес Подрядчика письмом от 20.12.2022 N 432 доведена информация о разработке УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" нового порядка реализации функций по выявлению, оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории муниципального района "Прилузский" Республики Коми, предварительной датой утверждения которого является 26-28.12.2022.
Согласно постановлению администрации муниципального района "Прилузский" N 1735 указанный выше порядок утвержден 30.12.2022.
Постановлением главы муниципального района "Прилузский" - руководителя администрации от 19.01.2023 N 2 общественные обсуждения в форме общественных слушаний предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду объекта государственной экологической экспертизы - проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" назначены на 20.02.2023.
Согласно Протоколу общественных обсуждений в форме общественных слушаний от 20.02.2023 указанные выше общественные обсуждения признаны состоявшимися, вынесенная на общественные слушания информация по обсуждению проектно-сметной документации принята к сведению. Письмом от 24.03.2023 N 72-01 ООО "Графика-Инжиниринг" обратилось в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) с ходатайством о возможности подготовки поручения в межрегиональное Управление Росприроднадзора по Республике Коми и НАО для прохождения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней". Как следует из материалов обращения, указанная выше проектно-сметная документация направлена ООО "Графика-Инжиниринг" в адрес Росприроднадзора для проведения государственной экологической экспертизы в апреле 2023 года (платежным поручением N 569 от 17.05.2023 Обществом осуществлен платеж за проведение указанной выше экспертизы в сумме 276 900,00 руб., согласно выставленному Федеральной службой по надзору в сфере природопользования счету N 433 от 24.04.2023).
Письмом от 09.06.2023 N ГЭЭ-001855/1/Исх-5 Росприроднадзор в адрес Подрядчика направлено уведомление о необходимости представления в срок до 23.06.2023 дополнительной информации по проектной документации согласно приложенному к письму перечню запрашиваемой информации. 28.06.2023 Росприроднадзор письмом N ГЭЭ-001855/1/Исх-6 сообщило ООО "Графика-Инжиниринг" о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы до 18.08.2023 включительно. По итогам рассмотрения представленной на государственную экологическую экспертизу проектной документации, экспертной комиссией установлено несоответствие такой документации требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" утверждено приказом Росприроднадзора от 18.08.2023 N 2390/ГЭЭ.
Упомянутое выше заключение экспертной комиссии получено ООО "Графика- Инжиниринг" 21.09.2023.
Получив отрицательное заключение, Подрядчик учел замечания, указанные в нем, и приступил к доработке проектной документации. 9 01.12.2023 ООО "Графика-Инжиниринг" письмом N 844-01 обратилось в адрес АУ РК "Управление госэкспертизы РК" с ходатайством о проведении сметной стоимости по объекту "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней". По итогам рассмотрения представленных ООО "Графика-Инжиниринг" материалов, АУ РК "Управление госэкспертизы РК" письмом от 25.12.2023 N 1-1519 направлены замечания по представленным на проверку сметам. 05.12.2023 Подрядчик вновь обратился в Росприроднадзор с заявлением о предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы проектной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней". Проведение государственной экологической экспертизы указанной выше проектной документации поручено Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Росприроднадзора (письмо Росприроднадзора от 07.12.2023 N ГЭЭ-004535/1/00/Исх-1). Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес ООО "Графика-Инжиниринг" выставлен счет N 1594 от 12.12.2023 на оплату проведения экспертизы в сумме 276 900,00 руб. (оплачен ООО "Графика-Инжиниринг" 10.01.2024 (платежное поручение N 23)).
Письмом от 06.02.2024 N ГЭЭ-004535/1/36/Исх-5 Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в адрес Подрядчика направлено уведомление о необходимости представления в срок до 26.02.2024 дополнительной информации по проектной документации согласно приложенному к письму перечню запрашиваемой информации. В связи с удовлетворением ходатайства ООО "Графика-Инжиниринг" от 20.02.2024 N 297-19 о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора срок проведения такой экспертизы продлен до 12.04.2024 включительно (письмо от 22.02.2024 N ГЭЭ-004535/1/36/Исх-6).
Согласно письму ООО "Графика-Инжиниринг" N 359-19, запрашиваемая Центрально- Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора дополнительная информация об объекте государственной экологической экспертизы направлена Обществом 04.03.2024. 26.03.2024 и 05.04.2024 представители ООО "Графика-Инжиниринг" посредством ВКС принимали участие в рабочих заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объекту "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней". По итогам рассмотрения представленной на государственную экологическую экспертизу проектной документации, экспертной комиссией установлено несоответствие такой документации требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" утверждено приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 12.04.2024 N 298/Э.
В связи с тем, что по состоянию на 22.04.2024 Подрядчиком в адрес Заказчика так и не была представлена проектно-сметная документация "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация 10 земельного участка, находящегося под ней", получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", УСИЖКХ администрации МР "Прилузский", руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022.
Исходя из представленных в материалы обращения документов следует, что 22.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения указанного выше контракта принято УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" повторно. Первоначально такое решение УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" было принято 01.03.2024.
Однако в связи с получением от ООО "Графика-Инжиниринг" уведомления (письмо от 05.03.2024 N 371-01) о том, что разработанная проектно-сметная документация в данный период проходит государственную экологическую экспертизу в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора, УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" решение от 01.03.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено.
3. Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022 размещено УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" в ЕИС - 22.04.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе обзора официального сайта единой информационной системы установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата - 22.04.2024.
Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "Графика-Инжиниринг" об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату - 22.04.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта 11 такой контракт считается расторгнутым. Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО "Графика-Инжиниринг" об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 02.05.2024.
Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 22.04.2024 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022, а также датой расторжения контракта является дата - 03.05.2024.
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения о контракте из реестра контрактов", а также обращения УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" N 080730000080000005 от 06.05.2024 о включении информации об ООО "Графика-Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует, что датой расторжения такого контракта является 03.05.2024, что не противоречит части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, 12 информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. 13 Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Графика-Инжиниринг" недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителем ООО "Графика- Инжиниринг" пояснено, что со стороны общества отсутствовал умысел на несоблюдение условий контракта, его неисполнения. Отмечено, что проектно-сметная документация после прохождения в феврале 2023 года общественных слушаний была подготовлена и сдана в апреле 2023 года в соответствующий орган для прохождения государственной экологической экспертизы, которая длилась с апреля 2023 года по август 2023 года. Получив в сентябре 2023 года отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, общество приняло все меры по доработке такой документации и после внесения изменений в декабре 2023 года повторно направило её для прохождения экспертизы, которая длилась с декабря 2023 года по апрель 2023 года. Между тем, по итогам рассмотрения представленной на государственную экологическую экспертизу проектной документации, экспертной комиссией было установлено несоответствие такой документации требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, с чем общество не согласно. По мнению ООО "Графика-Инжиниринг" замечания экспертной комиссии, изложенные в отрицательном заключении государственной экологической экспертизы, являются необоснованными, в связи с чем обществом 02.05.2024 подано исковое заявление в Арбитражный суд Воронежской области о признании отрицательного заключения 14 незаконным.
Также отмечено, что ООО "Графика-Инжиниринг" понесло расходы в виде оплаты пошлины за прохождение государственной экологической экспертизы в размере не менее 500 000,00 рублей, которые не были и не будут выставлены в адрес Заказчика. Указанные выше действия, по мнению общества, свидетельствуют о намерении ООО "Графика-Инжиниринг" исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Графика-Инжиниринг", направленного на неисполнение контракта, напротив, обществом принимались все меры для исполнения такого контракта, подтверждением чему является:
- своевременное (29.11.2022) обращение к Заказчику с инициативой проведения общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду объекта государственной экологической экспертизы - проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней";
- подготовка и направление проектно-сметной документации для прохождения государственной экологической экспертизы, в том числе повторное её направление после доработки по итогам отрицательного заключения (осуществление оплаты за проведение такой экспертизы);
- направление проектной документации в адрес АУ РК "Управление госэкспертизы РК" для проведения достоверности определения сметной стоимости. Оценивая приведенные выше действия ООО "Графика-Инжиниринг", а также наличие со стороны общества спорной позиции касаемо принятого Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора отрицательного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней", Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ООО "Графика-Инжиниринг" признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Графика-Инжиниринг" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков. При рассмотрении обращения Комиссией Коми УФАС России исследованы все имеющиеся в материалах дела документы и информация, в том числе не поименованные в 15 настоящем решении. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, указанного в подпункте "а" пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно предоставление подрядчиком информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" во включении информации об ООО "Графика-Инжиниринг" (ИНН: 6316154181) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 01073000189220000870001 от 11.11.2022 на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации "Ликвидация несанкционированной свалки на территории сельского поселения "Гурьевка" (с. Гурьевка) и рекультивация земельного участка, находящегося под ней" (реестровый номер контракта 3111200746122000015), заключенного с ООО "Графика-Инжиниринг" по результатам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение N 0107300018922000087).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях УСИЖКХ администрации МР "Прилузский" нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.В. Оверина Члены комиссии: Н.В. Сандул А.А. Мокиенко
2024-3325
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 мая 2024 г. N 011/06/99-433/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024