Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ ДО СШОР "Лидер" Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Ульяновское АВС" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11296-ЭП/24 от 27.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации выездов обучающихся и тренеров-преподавателей на спортивные и учебно-тренировочные мероприятия в соответствии с календарным планом в 2024 году (извещение N 0372200285824000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации выездов обучающихся и тренеров-преподавателей на спортивные и учебно-тренировочные мероприятия в соответствии с календарным планом в 2024 году (извещение N 0372200285824000002) (далее - Запрос котировок).
Максимальное значение цены контракта - 9 952 067,76 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Ульяновское АВС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Ульяновское АВС" заключен государственный контракт N 0372200285824000002-763139-300752 от 21.02.2024 на сумму 9 952 067,76 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Ульяновское АВС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по организации выездов обучающихся и тренеров-преподавателей на спортивные и учебно-тренировочные мероприятия в соответствии с календарным планом в 2024 году (далее - Услуги).
В соответствии с п.2.1 Контракта срок оказания Услуг: с момента подписания сторонами Контракта. Услуги оказываются Исполнителем по предварительной заявке Заказчика в соответствии с порядком, установленным в Приложении N 2 к настоящему Контракту.
В соответствии с п. 1 Приложения N2 к Контракту услуги оказываются по предварительной заявке Заказчика в соответствии с потребностями Заказчика и календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в 2024 году (приложение N4 к Контракту) (который может изменяться) в следующем порядке:
В соответствии с п. 3, 4 Приложения N2 к Контракту Заказчик не позднее чем за 10 (десять) календарных дней до даты, с которой необходимо оказание Услуг, в случае срочной необходимости у Заказчика не позднее 3 (трех) календарных дней, представляет Исполнителю Заявку. Заявка может быть направлена посредством электронной связи или по факсу.
После получения Заявки Исполнитель в течение 1 (одного) часа связывается с Заказчиком для согласования вариантов бронирования и оформления проездных документов, бронирования мест проживания и мест питания.
В соответствии с п.4.3.2. Контракта Исполнитель обязан своевременно и качественно оказать услуги, предусмотренные Контрактом.
14.03.2024 в соответствии с порядком предусмотренным Приложением N2 Контракта в адрес Исполнителя была направлена заявка об организации учебно-тренировочного сбора в период со 02.04.2024 по 09.04.2024 в ДОЛ "Связист" Ленинградской области.
Заказчиком, до наступления даты мероприятия неоднократно направлялись запросы, о предоставлении информации о ходе исполнения данной заявки, а также информация необходимая для согласования организации мероприятия.
01.04.2024 в адрес Заказчика от Исполнителя поступило сообщение о невозможности организовать мероприятие, предусмотренное заявкой от 13.03.2024 поскольку последним, не была своевременно произведена оплата по счету ДОЛ "Связист".
Таким образом, в нарушение п. 4.3.2 Контракта, заявка Заказчика от 13.03.2024 не была исполнена Исполнителем.
Заказчик в связи с грубым нарушением условий Контракта направил в адрес Исполнителя претензию от 04.04.2024 N 04/0424 года с требованием оказывать услуги надлежащего качества в соответствии с условиями Контракта.
14.03.2024 в соответствии с порядком предусмотренным Приложением N2 Контракта в адрес Исполнителя была направлена заявка об организации выезда спортсменов на соревнования в период с 14.04.2024 по 22.04.2024 в г. Калининград. 25.03.2024 была направлена данная заявка с корректировкой по количеству спортсменов.
На запросы Заказчика о ходе исполнения данной заявки, информация о бронировании авиабилетов, трансфера, питания и проживания по состоянию на 04.04.2024 предоставлена не была.
В связи с данным обстоятельством, Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию от 05.04.2024 N 05/0424.
26.02.2024 в соответствии с порядком предусмотренным Приложением N2 Контракта в адрес Исполнителя были направлены заявки об организации выездов спортсменов на соревнования в период с 10.03.2024 по 19.03.2024 и с 18.03.2024 года по 27.03.2024 в Нижегородскую область, Городецкий район, д. Большой Суходол, с/б "Море спорта".
Для исполнения данной заяви между ООО "Ульяновское АВС" и ООО СБ "Море Спорта" был заключен договор возмездного оказания услуг от 01.03.2024 года N СБ-134-03/2024 в соответствии с условиями которого обязательства ООО "Ульяновское АВС" в части оплаты должны были быть исполнены в следующие сроки:
- сумма в размере 235 200,00 рублей оплачивается в срок до 11.03.2024;
- сумма в размере 473 200,00 рублей в срок до 19.03.2024.
Однако 26.03.2024 при выезде из ООО СБ "Море Спорта" спортсменам Заказчика были предъявлены претензии о необходимости осуществить неполученную своевременно оплату.
Так же, в адрес Заказчика поступило письмо ООО СБ "Море Спорта" от 03.04.2024 N 48 из содержания которого следует, что в рамках исполнения договора от 01.03.2024 NСБ-134-03/2024 у ООО "Ульяновское АВС" перед ООО СБ "Море Спорта" не погашена задолженность по оплате услуг.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право на односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта предусмотрено п. 9.3 Контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 782 ГК Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением условий Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по организации выездов обучающихся и тренеров-преподавателей на спортивные и учебно-тренировочные мероприятия в соответствии с календарным планом в 2024.
Календарный план, являясь предметом Контракта, позволяет Исполнителю планировать ресурсы как финансовые, так и трудовые ресурсы. При принятии решения об участии в данной закупке Исполнитель ориентировался на календарный план, как на инструмент планирования движения ресурсов.
Исполнитель оказывает Услуги в соответствии с условиями настоящего контракта, в том числе Приложениями NN1, 2, 3,4 к Контракту.
ООО "Ульяновское АВС" приступило к выполнению Контракта в сроки и порядке им определенные. Услуги оказаны на сумму 1 531 485,30 рублей.
ООО "Ульяновское АВС" не согласно тем, что Услуги в рамках Контракта оказывались ненадлежащим образом.
Мероприятие об организации учебно-тренировочного сбора в период с 02.04.2024 по 09.04.2024 в ДОЛ "Связист" Ленинградской области не указано в Приложении 4 к Контракту, таким образом, данное мероприятие не относится к предмету Контракта. Выявив данный факт, ООО "Ульяновское АВС" 01.04.2024 обратилось к Заказчику с запросом о том, что в заявке на организацию мероприятия в ДОЛ "Связист" от 13.03.2024 даты и мероприятия не соответствуют календарному плану, который является предметом Контракта, в этой связи были запрошено основание направления заявки, т. к. ее выполнение противоречит предмету Контракта.
08.04.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя ответ на данный запрос, в котором указал, что в Приложении 2 к Контракту указано, что "Услуги оказываются по предварительной заявке Заказчика в соответствии с потребностями Заказчика и календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в 2024 году (приложение N4 к Контракту) (который может изменяться).
Согласно п. 11.6 Контракта к Контракту прилагается и является его неотъемлемой частью: приложение N 4 - Примерный календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в 2024 году.
Как говорилось выше, выполнение мероприятий, отраженных в Календарном плане (Приложение 4 к Контракту) является предметом Контракта, следовательно его существенным условием.
При этом, положениями контракта не предусмотрен порядок изменения календарного плана, т.е. не описан процесс "изменения" предмета контракта. Согласно п 11.1. Контракта "Изменения и дополнения в настоящий контракт могут быть внесены только путем подписания Заказчиком и Исполнителем соответствующего соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта, в установленном порядке".
При этом, изменение существенных условий Контракта по соглашению сторон допускается только по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Одностороннее изменение существенных условий Контракта неправомерно.
В этой связи ответ Заказчика на запрос от 01.04.2024 не содержал достаточно информации о том, что в календарный план мероприятий вносятся изменения, не описаны основания данных изменений, их непротиворечие условиям контракта.
04.04.2024 в адрес ООО "Ульяновское АВС" была получена претензия N04/0424 от 04.04.2023 с требованием оказать Услуги по организации учебно-тренировочных сборов спортсменов отделения футбол в ДОЛ "Связист" Ленинградской области.
В ответ на данную претензию ООО "Ульяновское АВС" сообщило о своей готовности организовать данное мероприятие при условии, что Заказчик мотивирует отнесение данного мероприятия к предмету Контракта.
В этом ответе ООО "Ульяновское АВС" также сообщало о том, что имеет достаточный объем финансовых и трудовых ресурсов для выполнения заявки.
При этом, ООО "Ульяновское АВС" при получении заявки на поездку в ДОЛ "Связист" сразу приступило к ее выполнению.
20.03.2024 в рабочей переписке были согласованы условия бронирования проживания в ДОЛ "Связист", в результате чего, 25.03.2024 был подписан договор N ТФ/Л- 0204/2 с ООО "ТФ1" по размещению спортсменов ГБУ ДО СШОР "Лидер" на базе отдыха АО "РПК "Связист".
При этом договор с ООО "ТФ1" расторгнут не был, поэтому ООО "Ульяновское АВС" предлагало Заказчику урегулировать вопрос с календарным планом и организовать поездку. Так, в запросах от 09.04.2024, 10.04.2024, 11.04.2024 ООО "Ульяновское АВС" указало, что согласно п. 5 Приложения 2 к Контракту заявка является предварительной, окончательные условия выезда согласовываются Заказчиком и Исполнителем в течении всего срока с момента получения предварительной заявки Заказчика Исполнителем до даты выезда в зависимости от конкретных обстоятельств на момент обработки заявки.
Мероприятие об организации выезда спортсменов на соревнования в период с 14.04.2024 по 22.04.2024 в г. Калининград не указано в Календарном плане (Приложение N 4 к Контракту), В адрес Заказчика неоднократно направлялись письма и требования с предоставлением корректированного календарного плана мероприятий на 2024 год для надлежащего оказания Услуг, но данные требования были проигнорированы.
05.04.2024 Заказчик направил в адрес ООО "Ульяновское АВС" претензию N 05/0424 от 05.04.2024, в которой было указано, что Заказчик требует выполнения заявки на организацию заявке на организацию мероприятия об организации выезда спортсменов на соревнования в период с 14.04.2024 по 22.04.2024 в г. Калининград. ООО "Ульяновское АВС" в ответ на претензию сообщило, что готово выполнить заявку, после подтверждения отнесения ее к Контракту. При этом сообщалось, что имеется достаточно финансовых и трудовых ресурсов.
В ходе выполнения данной заявки ООО "Ульяновское АВС" заключило договор б/н о предоставлении гостиничных услуг от 15.03.2024 с ИП Свердлов С.В. на размещение спортсменов Заказчика, что было согласовано с Заказчиком, была получена информация по поводу организации группового перелета.
Данная информация была предоставлена Заказчику, сотрудники Исполнителя направляли запросы с рабочих почт с вопросами уточнения для конечного оформления Услуг.
Но Заказчик на запросы не отвечал, информацию не предоставлял. А без согласования с Заказчиком, согласно условиям Контракта оформление Услуг не предусмотрено (п.5 Приложения N 2 к Контракту).
Таким образом, ООО "Ульяновское АВС" добросовестно выполняло свои обязанности по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Ульяновское АВС" в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участник не уклонялся от исполнения Контракта, поскольку им, после получения заявок были заключены соответствующие договоры, а также направлялись запросы в адрес Заказчика, касающиеся исполнения направленных заявок.
Также, Участник, направляя в адрес Заказчика ответы, указывал на дынные факты, а также просил обосновать направление заявок, поскольку заявки в ДОЛ "Связист" Ленинградской области и в г Калининград не предусмотрены Календарным планом (Приложение N 4 к Контракту).
Вместе с тем, Участником заявки Заказчика исполнены на сумму 1 531 485,30 рублей из 9 952 067,76 рублей, которые были исполнены без нареканий со стороны Заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Ульяновское АВС" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Ульяновское АВС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Ульяновское АВС" (ИНН: 7326024659), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 мая 2024 г. N РНП-78-664/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024