Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта" (далее - Заказчик);
ООО "Воин" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10124-ЭП/24 от 16.04.2024) на действия СПб ГБПОУ "Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку мебели для учебного процесса для нужд СПб ГБПОУ "Колледж метрополитена" в 2024 году (извещение N 0372200011024000044) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 31.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200011024000044.
Начальная (максимальная) цена контракта - 819 662,69 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении его заявки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Из материалов дела следует, что заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Отклонить заявку на участие в закупке по Участник (Заявке N606391) по позиции "Стол ученический" указал :
- "760 Миллиметр" по параметру "Высота рабочей плоскости стола", в структурированном извещении установлено "> 760 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 760 Миллиметр, например "761 Миллиметр" и далее.
- "1200 Миллиметр" по параметру "Длина рабочей плоскости стола", в структурированном извещении установлено "> 1200 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 1200 Миллиметр, например "1201 Миллиметр" и далее.
Участник (Заявке N606391) по позиции "Шкаф деревянный для документов" указал :
- "6 штука" по параметру "Количество отделений", в структурированном извещении установлено "> 6" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 6 штук, например "7 штук" и далее.
- "2000 Миллиметр" по параметру "Высота", в структурированном извещении установлено "> 2000 и < 2180 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 2000 Миллиметр, например "2001 Миллиметр" и далее.
- "5 штука" по параметру "Количество полок", в структурированном извещении установлено "> 5" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 5 штук, например "6 штук" и далее.
- "2 штука" по параметру "Количество дверей/створок", в структурированном извещении установлено "> 2 штук" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 2 штук, например "3 штук" и далее.
Участник (Заявке N606391) по позиции "Кресло офисное" указал :
- "440 Миллиметр" по параметру "Глубина сиденья", в структурированном извещении установлено "< 440 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру менее 440 Миллиметр, например "439 Миллиметр" и далее.
- "460 Миллиметр" по параметру "Ширина сиденья", в структурированном извещении установлено "< 460 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру менее 460 Миллиметр, например "459 Миллиметр" и далее.
- "1130 Миллиметр" по параметру "Высота кресла в верхнем положении газлифта", в структурированном извещении установлено "< 1130 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру менее 1130 Миллиметр, например "1129 Миллиметр" и далее.
- "380 Миллиметр" по параметру "Высота сиденья", в структурированном извещении установлено "> 380 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 380 Миллиметр, например "381 Миллиметр" и далее.
. п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" Участник (Заявке N606391) по позиции "Стол ученический" указал :
- "760 Миллиметр" по параметру "Высота рабочей плоскости стола", в структурированном извещении установлено "> 760 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 760 Миллиметр, например "761 Миллиметр" и далее.
- "1200 Миллиметр" по параметру "Длина рабочей плоскости стола", в структурированном извещении установлено "> 1200 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 1200 Миллиметр, например "1201 Миллиметр" и далее.
Участник (Заявке N606391) по позиции "Шкаф деревянный для документов" указал :
- "6 штука" по параметру "Количество отделений", в структурированном извещении установлено "> 6" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 6 штук, например "7 штук" и далее.
- "2000 Миллиметр" по параметру "Высота", в структурированном извещении установлено "> 2000 и < 2180 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 2000 Миллиметр, например "2001 Миллиметр" и далее.
- "5 штука" по параметру "Количество полок", в структурированном извещении установлено "> 5" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 5 штук, например "6 штук" и далее.
- "2 штука" по параметру "Количество дверей/створок", в структурированном извещении установлено "> 2 штук" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 2 штук, например "3 штук" и далее.
Участник (Заявке N606391) по позиции "Кресло офисное" указал :
- "440 Миллиметр" по параметру "Глубина сиденья", в структурированном извещении установлено "< 440 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру менее 440 Миллиметр, например "439 Миллиметр" и далее.
- "460 Миллиметр" по параметру "Ширина сиденья", в структурированном извещении установлено "< 460 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру менее 460 Миллиметр, например "459 Миллиметр" и далее.
- "1130 Миллиметр" по параметру "Высота кресла в верхнем положении газлифта", в структурированном извещении установлено "< 1130 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру менее 1130 Миллиметр, например "1129 Миллиметр" и далее.
- "380 Миллиметр" по параметру "Высота сиденья", в структурированном извещении установлено "> 380 Миллиметр" при инструкции "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", относительно математических правил участник должен был написать цифру более 380 Миллиметр, например "381 Миллиметр" и далее.".
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Изучив обстоятельства дела, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок, Комиссия УФАС констатирует, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика не имела достаточных оснований для признания, вышеуказанных конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок имела достаточные основания для отклонения заявки на участие в запросе котировок (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок), следовательно, в ее действиях не находятся признаки нарушения ч. 5 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС установила следующее.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком допущено разночтение структурированной формы извещения и приложения описания объекта закупки к извещению, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Воин" необоснованной в части работы комиссии по осуществлению закупок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в силу заключённого контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2024 г. N 44-1797/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024