Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N107" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
Заинтересованного лица ИП Вахрушевой Анастасии Ивановны: по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11672/24 от 03.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку офисной бумаги для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0172200000724000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку офисной бумаги для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0172200000724000038) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 351 370,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП" заключен государственный контракт N 01722000007240000380001 от 18.03.2024 на сумму 3 270 787,60 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку офисной бумаги для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (далее - Товар).
Руководствуясь пунктами 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3. Контракта Поставщик обязан:
- поставить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
- обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктами 3.3. Контракта приемка Товара включает:
- проверку соответствия ассортимента, количества, качества, цены поставленного Товара требованиям, установленным настоящим Контрактом;
- контроль наличия/отсутствия повреждений транспортной и оригинальной упаковки.
Согласно п. 3.5 Контракта для проверки представленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контрактов, заключенных между Заказчиком и экспертом, экспертной организацией в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик в силу п. 4.4.6 Контракта вправе отказаться от приемки Товара, не соответствующего условиям Контракта.
В силу п. 3.7 Контракта в случае обнаружения Заказчиком нарушений условий Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента поступления документа о приемке, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара с указанием причин такого отказа.
Поставщик 26.03.2024 поставил Товар (документы о приемке N 48 от 26.03.2024, N 47 от 26.03.2024). Заказчиком выборочно было проверено 6 пачек бумаги, весь проверяемый Товар не соответствовал условиям Контракта (количество листов во всех 6-ти пачках меньше 500, несоответствие товара ГОСТ 57641-2017 "Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия"). В результате проверки поставленного Поставщиком Товара установлены многочисленные несоответствия Товара условиям Контракта.
Заказчиком 03.04.2024 были сформированы с использованием ЕИС мотивированные отказы от подписания документов о приемке Товара с указанием причин такого отказа и требованием устранить выявленные нарушения в срок до 11.04.2024 путем поставки Товара надлежащего качества в соответствии с условиями Контракта.
Поставка Поставщиком не осуществлена. Заказчик 12.04.2024 направил Поставщику претензию от 12.04.2024 N 1521 с требованием поставки Товара надлежащего качества в срок до 16.04.2024.
В ответ на претензию 13.04.2024 Поставщик сообщил об отказе замены всей партии Товара, и согласился поменять только 6 пачек бумаги, несмотря на отказ Заказчика от приема всего Товара.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании частей 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 части 2 статьи 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4.7 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно п.3.1 Контракта, срок поставки Товара составляет 30 календарных дней с момента заключения Контракта, то есть по 17.04.2024 включительно.
19.03.2024 письмом N1139 представитель Заказчика запросил у Поставщика для экспертизы качества образец бумаги для офисной техники "Листопад". Поставщик предоставил указанный образец Заказчику. Никаких претензий не последовало.
Во исполнение условий контракта 26.03.2024 был поставлен Товар.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу; экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По результатам проверки полученного Товара Заказчиком 28.03.2024 года подготовлено Заключение по результатам экспертизы поставки товара, предусмотренных Контрактом.
В рамках Заключения указано, что Заказчик провел экспертизу и составил данное Заключение о том, что Товар имеет ненадлежащее качество, количественные характеристики не удовлетворяют условиям и требованиям закупки.
Обоснований данному выводу в рамках Заключения не приведено и не указаны претензии к Товару возникли у Заказчика.
03.04.2024 Заказчиком подготовлен Мотивированный отказ (т подписания документа о приёмке товара.
В рамках Мотивированного отказа Заказчик указал, что при проверке полученного Товара было вскрыто 6 пачек бумаги.
У Заказчика имелись следующие претензии к товару: количество листов в пачке не соответствует контракту (482, 480, 470, 484, 474, 484 вместо 500); согласно п.3.1.10 ГОСТ 57641-2017 обрез кромок должен быть ровным и чистым, однако во вскрытых 6 пачках срез листа имеет дефект в виде ворсистости по кромкам полотна бумаги, возникающей при разрезании его тупым ножом; у одной пачки нарушена целостность упаковки, на листах следы клея.
Поставщик считает необоснованными указанные доводы Заказчика по основаниям:
- Товар Поставщика сертифицирован, то есть, проверялся аккредитованной экспертной организацией на соответствие Товара нормативным требованиям. Также Заказчик ранее ознакомился с образцом Товара и претензий не предъявлял,
- вскрытие указанных 6 пачек бумаги производилось в отсутствие представителя Поставщика, поэтому Поставщик не может отвечать за корректность подсчёта количества листов в каждой из вскрытых пачек,
- заказчик полагал, что поставленный Товар не соответствует п.3.1.10 ГОСТ 57641-2017. Однако согласно п.3.1.10 ГОСТ 57641-2017, обрез кромок должен быть ровным и чистым и именно такими являются кромки поставленной бумаги. К тому же, указанный пункт ГОСТ не регламентирует ворсистость среза, в данном пункте ГОСТ регламентирует требования к ровности и чистоте.
В рамках Мотивированного отказа от 03.04.2024 Заказчик потребовал в срок до 11.04.2024 устранить выявленные нарушения.
11.04.2024 Поставщик доставил в адрес Заказчика 6 пачек бумаги для замены.
12.04.2024 в адрес Поставщика поступила претензия N1521 от 12.04.2024 года, в рамках которой Заказчик требовал устранить выявленные нарушения по Контракту в срок до 16.04.2024.
В рамках ответа от 12.04.2024 года на претензию N1521 от 12.04.2024 Поставщик просил Заказчика сообщить о готовности принять замену Товара в размере 6 пачек, принять такую замену, а также создать двустороннюю комиссию, в которую включить представителей Заказчика и Поставщика, для проверки качества и количества поставленного Товара.
Ответа на указанные выше предложения со стороны Заказчика не последовало.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Заказчик отмечал, что к нему обратился ИП Вахрушева А.И. с просьбой предоставить пачку бумаги с целью передать Светорогскому ЦБК для проведения испытаний.
В Информационном письме Светорогрский ЦБК сообщил о том, что на базе НПАО "Светогорский ЦБК" была протестирована бумага ксерографическая для офисной техники марки А, выпускаемая по брендом "Листопад". Согласно результатам тестирования, бумага ксерографическая для офисной техники марки А под брендом "Листопад" не соответствует ГОСТ Р 57641/2014 для бумаги марки А по показателям "Толщина" и "Белезна CIE".
Таким образом, по мнению Заказчика, подтверждается его вывод о несоответствии поставленного Товара условиям Контракта.
Вместе с тем, указанной письмо носит информационный характер и не является заключением эксперта.
При этом, Товар Поставщика сертифицирован, то есть, проверялся аккредитованной экспертной организацией на соответствие Товара нормативным требованиям (Сертификат Регистрационный N РОСС RU.32102.02.00384 от 17.05.2024), который был предоставлен Участником при поставке Товара.
Также, Участник в Мотивированном отказе указывает на несоответствие листов в пачке бумаги (Заказчиком было проверено 6 пачек). Однако, Заказчиком данный подсчет производился в отсутствии Поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИНСТЭЛС ГРУПП" (ИНН: 7816639980), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2024 г. N РНП-78-676/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024