Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 9" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Фарм-СТ" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11698/24 от 03.05.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови (извещение N 0372200004724000113) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Запроса котировок размещено 24.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200004724000113. Начальная (максимальная) цена контракта - 575 520,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка описания объекта закупка, в части установления требований к закупаемым материалам, которые ограничивают количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.01.2023 N 10 "Об особенностях описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о типовых условиях контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, на поставку таких тест-полосок и о внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены особенности описания тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предназначенных для анализатора уровня сахара крови портативного, соответствующего кодам 300680, 300690, 344110 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.
В частности, указанным актом предусмотрено, что при описании тест-полосок:
а) в описании объекта закупки не указываются дополнительная информация и дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированной в отношении объекта закупки;
б) в описании объекта закупки указываются:
слова "или эквивалент", сопровождающие указание на товарный знак тест-полосок, если описание объекта закупки содержит указание на товарный знак тест-полосок;
наименование анализатора, для которого предназначаются тест-полоски, его товарный знак (при наличии у анализатора товарного знака);
возможность безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим настоящего подпункта;
количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком в случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего подпункта, соответствующее количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок;
в) в описании объекта закупки могут указываться требования:
к обучению работников заказчика по использованию анализаторов в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" настоящего пункта;
к гарантийным обязательствам, предусмотренным частью 4 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в отношении анализатора, подлежащего безвозмездной передаче заказчику в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" настоящего пункта.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к закупаемым изделиям:
N |
Наименование |
Код позиции КТРУ: |
Наименование характеристики |
Значение параметра |
Инструкция |
Обоснование дополнительных характеристик |
Кол-во, шт. |
1 |
Тест-полоски для определения глюкозы |
21.20.23.110-00004459 |
Исполнение: |
Тест-полоска |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с КТРУ |
8 000 |
Исследуемый материал: |
Цельная кровь |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с КТРУ |
||||
Количество выполняемых тестов |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В соответствии с КТРУ |
||||
Назначение: |
Для анализаторов Акку-Чек Информ II |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с КТРУ |
||||
2 |
Глюкоза ИВД, реагент |
21.20.23.110-00004459 |
Исполнение: |
Тест-полоска |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с КТРУ |
8 000 |
Исследуемый материал: |
Цельная кровь |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с КТРУ |
||||
Количество выполняемых тестов |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В соответствии с КТРУ |
||||
Назначение: |
Для анализатора (глюкометра) Gmate Life |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с КТРУ |
Товар (п. 1 - Глюкоза ИВД, реагент) приобретается к экспресс-анализатору (глюкометр) портативный для контроля уровня глюкозы в крови Акку-Чек Информ II'' (Accu-Chek Inform II) (производитель "Рош Диагностик ГмбХ", Германия), имеющимся и используемым Заказчиком. ФСЗ 2011/11037.
Товар (п. 2 - Глюкоза ИВД, реагент) приобретается к Системе контроля уровня глюкозы в крови Gmate Life по ТУ 26.60.12-001-87060442-2018 (производитель ООО "МедТехСервис", Россия), имеющимся и используемым Заказчиком. ФСЗ 2019/8725 от 23.05.2022
Для товара по позиции 1:
Возможна безвозмездная передача заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 10 .
В случае, если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложит к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки, но являющиеся несовместимыми с анализаторами Gmate life*, имеющимися у заказчика, поставщик на безвозмездной основе передает заказчику новые анализаторы, совместимые с поставляемыми тест-полосками. Количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком, равно 5 штукам.
Анализатор (глюкометр) Accu-Chek Inform II** предназначен для профессионального многопользовательского применения. В случае, если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложит к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки, но являющиеся несовместимыми с анализаторами Accu-Chek Inform II, имеющимися у заказчика, поставщик на безвозмездной основе передает заказчику новые анализаторы, совместимые с поставляемыми тест-полосками.
Количество анализаторов, имеющих многопользовательское применение, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком, равно 1 штуке.
В случае безвозмездной передачи анализаторов, не имеющих многопользовательского применения (индивидуальных анализаторов), их количество соответствует количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок, и равно 5 000 штук.
Поставщик должен при поставке документально подтвердить факт безвозмездной передачи анализаторов, имеющих многопользовательское применение: проведение анализов у нескольких пациентов медицинскими работниками (информация, что передаваемый анализатор является многопользовательским и/или госпитальным, должна быть указана в регистрационном удостоверении и/или в руководстве пользователя). Также в руководстве пользователя должна содержаться информация о возможности проведения многократных циклов дезинфекции анализатора.
В случае безвозмездной передачи анализаторов, поставщик должен провести обучение работников заказчика по использованию переданных анализаторов.
Для товара по позиции 2:
Возможна безвозмездная передача заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 10 .
Количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 101, соответствующее количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок: 4 штуки.
2 Безвозмездная передача новых анализаторов осуществляется одновременно с первым этапом поставки Товара.
В случае безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 101, в отношении анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику, устанавливаются гарантийные обязательства:
- Гарантийный срок должен составлять не менее 12 месяцев с момента подписания акта приёма-передачи анализаторов, что не менее срока, установленного производителем анализаторов. Гарантия предоставляется вместе с анализаторами.
- Гарантийный срок производителя анализаторов должен составлять не менее 12 месяцев с момента подписания акта приёма-передачи анализаторов. Гарантия предоставляется вместе с анализаторами.
- Гарантийное техническое обслуживание анализаторов должно осуществляться в соответствии с требованиями и рекомендациями производителя анализаторов, указанными в сопроводительной (технической, эксплуатационной) документации к анализаторам.
Анализ вышеприведенного описания объекта закупки свидетельствует о том, что Заказчиком соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 12.01.2023 N 10, в том числе, Заказчиком определены:
наименование анализатора, для которого предназначаются тест-полоски, его товарный знак (при наличии у анализатора товарного знака);
возможность безвозмездной передачи заказчику новых анализаторов, совместимых с поставляемыми тест-полосками, в случае если поставщик при подаче заявки на участие в закупке предложил к поставке тест-полоски, соответствующие показателям, указанным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", но являющиеся несовместимыми с анализатором, указанным в описании объекта закупки в соответствии с абзацем третьим настоящего подпункта;
количество анализаторов, подлежащих безвозмездной передаче заказчику поставщиком в случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего подпункта, соответствующее количеству пациентов, для обеспечения которых осуществляется закупка тест-полосок;
требования к обучению работников заказчика по использованию анализаторов в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" настоящего пункта;
требования к гарантийным обязательствам, предусмотренным частью 4 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в отношении анализатора, подлежащего безвозмездной передаче заказчику в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта "б" настоящего пункта.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что количество анализаторов, которые поставщик должен передать безвозмездно при поставке тест-полосок, не совместимых с имеющимися у Заказчика анализаторами, обусловлено количеством пациентов, получающих медицинскую помощь в учреждении, для оказания которой требуется использование анализаторов, что также предусмотрено санитарными нормами.
В свою очередь, доказательств, свидетельствующих об обратном, подателем жалобы представлено не было.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие довод Заявителя о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании объекта рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фарм-СТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2024 г. N 44-2049/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2024