Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ИП Гулиева Никиты Арифовича (далее - Участник, ИП Гулиев Н.А.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 11858-ЭП/24 от 06.05.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по поддержанию в надлежащем состоянии мемориальных и памятных мест, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2024 году для нужд администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002323000216),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по поддержанию в надлежащем состоянии мемориальных и памятных мест, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2024 году для нужд администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002323000216) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 989 991,84 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Гулиев Н.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Гулиевым Н.А. заключен государственный контракт N 216 от 29.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 910 792,16 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.7, 7.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Гулиевым Н.А.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по поддержанию в надлежащем состоянии мемориальных и памятных мест, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга, для нужд администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в период с 01.01.2024 по 22.12.2024 (п. 4.2 Контракта).
Исполнение Контракта в I квартале 2024 года осуществлялось с нарушением требований к качеству и количеству Услуг согласно Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), а именно:
2.5.2. Осуществлять ручную уборку (мусора, листьев, снега и т.д.) на территории всех объектов, согласно перечню (Приложение N 1 к технической документации) не менее 20 (двадцати) раз в месяц в течение всего срока оказания услуг.
2.5.3. Оказывать услуги по подметанию территории всех объектов, согласно перечню (Приложение N 1 к технической документации) не менее 4 (четырех) раз в месяц в течение всего срока оказания услуг.
2.5.4. Осуществлять поливомоечные работы всех объектов, согласно перечню (Приложение N 1 к технической документации) не менее 2 (двух) раз в месяц в течение всего срока оказания услуг.
2.5.5. Производить работы по очистке архитектурных элементов объектов (обработку специальными составами) не менее 1 (одного) раза в месяц в течение всего срока оказания услуг на территории всех объектов, согласно перечню (Приложение N 1 к технической документации).
2.5.6. Обеспечивать фотофиксацию оказания услуг, не менее 4 (четырех) раз в месяц в течение всего срока оказания услуг. Предоставляет фотоотчет Заказчику по окончании каждого отчетного квартала оказания услуг (не менее 100 штук фотографий в jpg формате (размер файла в пикселях не менее 1795 х 2646), на электронном носителе (DVD-диске) или на флэш-накопителе).
В качестве подтверждения выполнения услуг в соответствии с п. 5.3 Контракта Исполнитель ежеквартально в срок не более 1 (одного) рабочего дня с момента размещения документа о приемке предоставляет Заказчику отчет о расходах, фотоотчет.
По состоянию на 04.04.2024 Исполнителем не представлены документы в соответствии с п. 5.3 Контракта, в результате чего Заказчик не получил подтверждения фактов оказания Услуг Исполнителем в 1 квартале 2024 года.
Также подтверждением нарушений требований к качеству и количеству Услуг являются претензии Заказчика: от 17.01.2024 N 01-22-173/24-0-0, от 05.02.2024 N 01-22-451/24-0-0, направленные в адрес Исполнителя, зафиксированные факты со стороны Заказчика в общем количестве 41 раза проверки состояния мемориальных и памятных мест с составлением актов с фотофиксацией, рекламационный акт от 08.04.2024 N 01-22-1394/24-0-0, а также мотивированный отказ от подписания документа о приемке услуг за 1 квартал 2024 года от 08.04.2024 N 01-22-1395/24-0-0.
На основании Заключения по результатам экспертизы исполнения контракта силами Заказчика от 08.04.2024 выявленные нарушения требований по оказанию Услуг в течение I квартала 2024 года являются неустранимыми.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 7.7 Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.04.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.05.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Гулиевым Н.А. добросовестно оказывались Услуги, начиная с 11.01.2024 (подтверждается регулярным фотоотчетом).
03.04.2024 Исполнитель разместил в ЕИС документ о приемке N 1. Однако 08.04.2024 Заказчик разместил мотивированный отказ от приемки, указывая недостоверную информацию, в том числе о наличии 41 случая ненадлежащего оказания Услуг.
11.04.2024 Исполнитель в ответ на данный мотивированный отказ направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 4, в котором указал на необоснованность доводов, указанных Заказчиком, и о нарушении Заказчиком условий Контракта, закрепленных в п. 5.4.5 и п. 6.1 Контракта.
Согласно п. 5.4.5 Контракта, при обнаружении в ходе экспертизы нарушений условий настоящего Контракта (недостатков в оказанных услугах) Заказчиком составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень недостатков и сроки их устранения Исполнителем.
В силу п. 6.1 Контракта в случае обнаружения Заказчиком недостатков оказываемых Услуг и (или) оказания Услуг ненадлежащего качества, в том числе обнаруженных при приемке оказанных Услуг или в течение заявленного гарантийного срока на оказанные Услуги, Исполнитель обязан по требованию Заказчика и в установленные им сроки безвозмездно устранить выявленные недостатки в соответствии с Контрактом.
Со стороны Заказчика за время оказания Услуг были направлены 2 претензии (от 17.01.2024 и от 05.02.2024), на каждую из которых Исполнитель направлял ответ, а именно: письмо с исх. N 2 от 24.01.2024 и письмо от 09.02.2024 с приложением фотоотчета о проделанной работе.
17.01.2024 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 1, в котором указал на необходимость передать Исполнителю акты приема-передачи на обслуживаемые объекты, а также предупредил Заказчика о нецелесообразности проведения поливомоечных работ с обработкой специальными составами в минусовые температуры, так как данные работы могут повлиять негативным образом на состояние памятника (п. 2.5.4 Технического задания). При этом никакого ответа, по существу, в ответ на данное письмо со стороны Заказчика получено не было.
Кроме того, по мнению представителя Участника, доводы Заказчика о выполнении работ силами районных компаний не соответствуют действительности, поскольку уборка осуществлялась силами ИП Гулиева Н.А. с привлечением специальной техники, т.к. предыдущими подрядчиками Услуги качественно не были оказаны, а в ручном режиме невозможно освободить территории от метровых залежей снега с наледью. Все действия Исполнителя зафиксированы фотоотчетами. Об указанном Исполнитель сообщал Заказчику в письме с исх. N 4 от 11.04.2024, на которое Заказчик так и не дал ответ по существу.
Таким образом, из изложенного следует, что на протяжении всего исполнения Контракта ИП Гулиев Н.А. предпринимал конкретные действия, направленные на добросовестное исполнение Контракта, а именно:
1. В течение всего срока исполнения Контракта Исполнитель добросовестно оказывал Услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
2. Исполнитель в соответствии с п. 2.4 Контракта уведомлял письменно Заказчика при обнаружении не зависящих от него обстоятельств, которые создают невозможность оказания Услуг в срок, изложенных в письме с исх. N 1 от 17.01.2024, при этом на протяжении всего срока исполнения Контракта, не получая от Заказчика никакой конкретной информации, получал лишь отписки о необходимости соответствия Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту).
3. При оказании Услуг Исполнитель ежедневно проводил фотофиксацию, которая подтверждает добросовестное исполнение и опровергает бездоказательные доводы Заказчика.
4. С момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в адрес Заказчика было направлено два письма (с исх. N 7 от 24.04.2024 и с исх. N 7 от 02.05.2024), в которых неоднократно указывалось на добросовестное исполнение Контракта и обязанность Заказчика отменить незаконно принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Однако ответа на свои письма со стороны Заказчика получено не было.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Гулиева Н.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Гулиева Н.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Гулиева Никиты Арифовича (ИНН: 781020653271), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 мая 2024 г. N РНП-78-693/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024