Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Ижорский колледж" (далее -Заказчик):; ООО "Фортуна" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10383-ЭП-24 от 18.04.2024) на действия, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся Ижорского колледжа в 2024-2025 годах (извещение N 0372200160124000017) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.04.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372200160124000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 995 949, 20 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся нарушения правил описания объекта закупки Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Заказчиком установлены требования в отношении Блюда: "Печень тушеная в соусе" - выход 120 гр. (5-й день) - выход 120 гр.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями написания меню, а также в соответствии со Сборником Методических рекомендаций по организации питания детей и подростков в учреждениях образования Санкт - Петербурга - СПб.: Речь, 2008. - 800с., выходы блюд в составе которого входит соус обозначаются 2-мя числами: выход основного продукта и выход соуса (например, 100/20, 60/60 и т.д.), поскольку потребителю должно быть понятно сколько в блюде основного продукта и сколько соуса.
Таким образом, в рассматриваемом случае не представляется возможным определить потребность Заказчика, что противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
2. В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком некорректно указан номер блюда из сборника рецептур по блюду "Тефтели мясные с соусом, сметанным".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениям Заказчика, указание для сметанного соуса неверного номера рецептуры является технической опечаткой. При этом, данная опечатка никаким образом не может являться причиной для заблуждения участников закупки, так как в Порядке рассмотрения и оценки заявок участников закупки (Приложение N5 к извещению об осуществлении закупки) по показателю "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг))", детализирующему показатель "качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержатся в том числе следующие положения:
"В решках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение Ns 1 к описанию объекта закупки), потшается информация об области применения такой предоставленной технологии приготовления блюда (изделия), о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), о нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, о химическом составе блюда (изделия), о весе готового блюда (изделия), о технологических процессах приготовления, об оформлении и подаче блюда (изделия), об органолептических показателях качества блюда (изделия), об условиях и сроках реализации блюда (изделия), (при этом, по позиции в меню (приложение Ns 1 к описанию объекта закупки), подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется указывать информацию о технологических процессах приготовления).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях об области применения предоставленной технологии приготовления блюда (изделия) необходимо, в том числе указать наименование блюда (изделия) и разновидность учреждений по виду деятельности, которым предназначено реализовывать данное блюдо (изделие).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" предоставляемые сведения по каждому блюду (изделию), исчерпывающий перечень которых указан вменю (Приложение Ns 1 к описанию объекта закупки), должны полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в таком меню, а также содержащимся в Описании объекта закупки и приложениях к нему."
Таким образом, необходимость среди сведений, предоставляемых в составе заявки, указывать наименование блюда из меню в совокупности с отсутствием необходимости предоставления информации о номере рецептуры соответствующего блюда из меню объективно свидетельствует в данном случае о приоритете сведений о наименовании блюда из меню над сведениями о номере рецептуры такого блюда из меню. Следовательно, из положений извещения об осуществлении закупки в отношении рассматриваемого блюда участникам закупки однозначно ясно, что соус в данном блюде должен быть именно сметанный, а не томатный. В данном случае со стороны Заказчика также отсутствуют какие-либо признаки нарушения Закона о контрактной системе.
Различия в показателях пищевой ценности (белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность) как раз-таки и обусловлена возможность для приготовления данного блюда исполнителем использовать различные фрукты, имеющие соответственно различную пищевую ценность. При этом, у Заказчика отсутствует потребность в конкретизации этих фруктов в рамках установленного меню, что, в свою очередь, в большей степени способствует отсутствию какого-либо ограничения количества участников, нежели конкретизация наименование плодов, о которой настаивает Заявитель (прим. Странным выглядит факт того, что якобы выявляя нарушения Заказчика Заявитель, в свою очередь, подстрекает Заказчика на действия, имеющие признаки действительного нарушения Закона о контрактной системе). С учетом данного факта и в совокупности с основополагающим принципом Закона о контрактной системе в необходимости отсутствия ограничения количества участников закупки наименование данного блюда именно как "Фрукты свежие" в наиболыне степени соответствует и потребностям Заказчика, и Закону о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
4. В отношении блюда "Салат из белокочанной капусты с 01.03. Салат Степной" Заказчик пояснил:
Заявителем не представлено объективных доказательств существования запрета на изготовление с 01.03 салатов, содержащих сырую морковь и сырую белокочанную капусту. При этом, мало того, что упомянутый Заявителем Методические рекомендации МР 2.3.6.0233-21 "Методические рекомендации к организации общественного питания населения" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 марта 2021 г.) (далее - МР 2.3.6.0233-21) в принципе в своем полном объеме не является, согласно описанию объекта закупки, обязательным для исполнения при оказании услуг нормативноправовым актом. МР 2.3.6.0233-21 не содержит каких-либо положений, запрещающих изготовление с 01.03 салатов, содержащих сырую морковь и сырую белокочанную капусту, о которых утверждает Заявитель.
В тоже время, п. 7.2.13 МР 2.3.6.0233-21 наоборот, подтверждает возможность изготовление с 01.03 салатов, содержащих сырую морковь и сырую белокочанную капусту, регламентируя, что такие сырая морковь и сырая белокочанная капуста должны быть обязательно из свежего урожая, исключая лишь возможность использования таких сырой моркови и сырой белокочанной капусты из прошлогоднего урожая (овощи прошлогоднего урожая могут использоваться только после прохождения тепловой обработки (варка, запекание и другие)).
Следовательно, указание Заказчиком в меню блюда "Салат из белокочанной капусты с 01.03. Салат Степной" является абсолютно правомерным на основании действующего законодательства.
Заявитель в материалы дела доказательств обратного не представил.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фортуна" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 апреля 2024 г. N 44-1818/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2024