Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А. Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш., в присутствии представителей: участвующих посредством системы (программы) "trueconf" от заказчика - Егольникова Г.А. от уполномоченного органа - Джафарова А.Х. участвующих лично: от ООО "Прогресс" - Бабаян С.В.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика - Управления городского хозяйства города-курорта Кисловодска, Администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300044624000035 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города-курорта Кисловодска (ул. Широкая)". Заявитель обжалует действия заказчика в части отклонения его заявки, в том числе обжалуются положения извещения и приложения к нему. Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 27.04.2024 г. с вызовом сторон по делу. 27.04.2024 г. комиссия, выслушав пояснения заказчика, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки
установила
следующее: 09.04.2024 г. уполномоченным органом согласно порядка взаимодействия с заказчиком было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0321300044624000035 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города-курорта Кисловодска (ул. Широкая)". НМЦК 63 834 938,00 \x{20bd} Так, при рассмотрении заявок, комиссия заказчика отклонила заявку подателя жалобы (идентификационный номер заявки N 632056) по следующему основанию: Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 NИЭА1 заявка ООО "ПРОГРЕСС" отклонена по следующему основанию: " ...
Заявка участника подлежит отклонению на основании п. 1.
ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ, непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом N44-ФЗ) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки: Участником закупки не представлены характеристики товара, поставляемого при выполнении работ, соответствующие требованиям извещения ... ".
Рассмотрев позиции сторон, проведя анализ представленных документов в материалы дела комиссия пришла к следующему выводу: В силу ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок: 2024-6629 2 а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; Выводы комиссии заказчика в части отклонения заявки ООО "ПРОГРЕСС" за не соответствия требованиям п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ обоснованы, а именно: Участником закупки не представлены характеристики товара, поставляемого при выполнении работ, соответствующие требованиям извещения. По позиции "Люк чугунный тяжелый" требовалось: "Описание запорного устройства второго типа винтового исполнения - Запорное устройство второго типа винтового исполнения должно представлять 2024-6629 3 собой конструкцию, состоящую из ряда элементов...". Участником закупки по позиции "Люк чугунный тяжелый" указано: "Описание запорного устройства второго типа винтового исполнения - Запорное устройство второго типа винтового исполнения должно представляет собой конструкцию, состоящую из винта с эксцентриковой шестигранной головкой диаметром 23 мм". По позициям "Опора знака дорожного" требовалось: "Материал изготовления опор - Опоры нужны изготовленные из труб, марка стали Ст3пс или Ст3сп, с толщиной стенки более 1,4 мм". Участником закупки по позициям "Опора знака дорожного" указано: "Материал изготовления опор - Опоры изготовлены из стали марки Ст3пс с толщиной стенки 1,4 мм". При этом инструкцией по заполнению заявки предусмотрено: "Участником указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого к поставке товара без слов "должен", "допускается", "допустимо", "требуется", "необходим", "нужен", "может" и их производных, не позволяющих однозначно определить наличие либо отсутствие данной характеристики в товаре. Символы
, >,
, <, слова "более", "больше", "менее", "меньше", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "и", "от" (крайнее значение входит), "до" (крайнее значение входит), следует читать в соответствии с правилами русского языка". По позициям "Знаки дорожные" требовалось: "Свойства световозвращающей пленки - Пленка должна иметь закрытую оптическую систему и быть устойчивой к воздействию климатических факторов: ультрафиолетового излучения и знакопеременных температур, т.е. не допускать существенного растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов после испытаний по ГОСТ 32946.
Пленка должна быть устойчива к статическому воздействию жидкостей: бензина, 3%-ного раствора NaCI, дистиллированной воды и минеральных масел, т.е. не допускать существенного растрескивания, шелушения, пузырения, сворачивания краев и других дефектов после испытаний по ГОСТ 9.403".
Участником закупки по позициям "Знаки дорожные" указано: "Свойства световозвращающей пленки - Пленка имеет закрытую оптическую систему и устойчива к воздействию любых климатических факторов".
Таким образом, участником закупки не представлены характеристики товаров, предусмотренные требованиями извещения. В действиях заказчика в части доводов заявителя, касающихся факта отклонения заявки ООО "Прогресс" нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено. Остальные доводы жалобы ООО "Прогресс" сводятся к обжалованию положений извещения о проведении закупки, вместе с тем, Комиссия отмечает следующее: Согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика 2024-6629 4 (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Извещением о проведении закупки установлен срок окончания подачи заявок - 09.04.2024 г. Жалоба ООО "Прогресс" была подана Обществом 23.04.2024 г., то есть за пределами сроков, установленных п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, указанные доводы жалобы рассмотрению не подлежат.
2. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в порядке ст. 99 Закона N 44-ФЗ в действиях Заказчика установлены следующие нарушения: Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п. 1,3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению 2024-6629 5 параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, в силу Закона
44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона
44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Так, в нарушение требований ст. 7, 33, 42 Закона
44-ФЗ при описании объекта закупки имеются ряд характеристик по которым участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики, вместе с тем определить это конкретное значение не представляется возможным и вводит в заблуждение, на пример: по позиции ограждение дорожное для пешеходов Наименование Значение характеристики Единица Инструкция по заполнению характеристики измерения характеристик в заявке характеристики Значение
0,3 Участник закупки указывает в заявке горизонтальной конкретное значение характеристики сосредоточенной нагрузки на поручни перил (в любом месте по длине поручня) кН По позиции знак дорожный: Наименование Значение характеристики Единица Инструкция по заполнению характеристики измерения характеристик в заявке характеристики Типоразмер знака Малый, нормальный или большой Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики Вышеприведенные действия должностных лиц заказчиков исключают реализацию основных принципов в контрактной системе Российской Федерации закрепленных в ст. 6 Закона о контрактной системе, а именно: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат 2024-6629 6 требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Содержание извещения, приложения к нему, а также требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки. Следовательно, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 7, 33, 42 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "ПРОГРЕСС" на действия заказчика - Управления городского хозяйства города-курорта Кисловодска, Администрации города-курорта Кисловодска по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300044624000035 "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города- курорта Кисловодска (ул. Широкая)" - обоснованной.
2. Доводы жалобы на положения извещения не рассматривать 3. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Управления городского хозяйства города-курорта Кисловодска нарушившими требования ст. 7, 33, 42 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждении дела об административном правонарушении. 2024-6629 7 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: Е.В. Вишневская Б.Ш. Карпель Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-6629 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 апреля 2024 г. N 026/06/106-886/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024