Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В., Членов Комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш., В присутствии представителей: лично участвующих от заказчика - Мещерякова О.В., Зеленская Н.А., посредством системы (программы) "trueconf" участвующих: от ООО "Волгоградский завод утилизации" - Вдовина Е.Н.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Волгоградский завод утилизации" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200002724000030 "оказание услуг по утилизации прочих опасных отходов". Заказчик указывает, что участник закупки - ООО "Волгоградский завод утилизации" уклонилось от заключения контракта. В порядке ст. 104 Закона N 44-ФЗ и Правил N 1078 Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200002724000030 "оказание услуг по утилизации прочих опасных отходов" назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. 08.05.2024 г. комиссия Ставропольского УФАС России выслушав представителей сторон, изучив представленные документы, проведя внеплановую проверку,
установила
следующее. 10.04.2024 г. заказчиком в ЕИС - zakupki.gov.ru опубликовано извещение об осуществлении закупки, предметом которой является N 0121200002724000030 "оказание услуг по утилизации прочих опасных отходов". По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ООО "Волгоградский завод утилизации".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. Частью 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ установлено что, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в 2024-6786 2 соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий 2024-6786 3 в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона. Частью 6 статьи 51 Закона N44-ФЗ установлено что, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, е сли таким участником закупки в срок , уст ановленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пунк та 3 части 3 наст оящей статьи) и частью 5 наст оящей статьи : 2024-6786 4 - такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. 22.04.2024 г. заказчик направил проект контракта Обществу срок для подписания контракта со стороны Общества до 27.04.2024 23:59 контракт Обществом не был подписан 02.05.2024 г. от электронной площадки поступило уведомление об уклонении победителя от заключения контракта. Обществом 02.05.2024 г. был подписан контракт за пределами сроков Комиссией Ставропольского УФАС России было установлено, что ООО "Волгоградский завод утилизации" в установленный Законом N44-ФЗ срок, не был подписан контракт, не был направлен протокол разногласий в отношении заключаемого контракта, а так же не предоставлено обеспечение исполнения контракта. Исходя из вышеуказанных положений Закона N44-ФЗ Общество было признано уклонившимся от заключения контракта. Представитель Общества на рассмотрение дела представил письменные объяснения, в которых отражено следующее: "... 22.04.2024 г. заказчиком был размещен протокол подведения итогов по которому ООО "Волгоградский завод утилизации" был признана победителем. Для завершения процедуры заказчиком в адрес ООО "Волгоградский завод утилизации" был направлен на подписание проект контракта". 27.04.2024 г. со стороны ООО "Волгоградский завод утилизации" договор был подписан. 02.05.2024 г. зайдя на площадку нами было обнаружено, что контракт не подписан техническая ошибка). Для исправления данной ошибки договор был подписан повторно. В рамках исполнения контракта, не имея намерения уклоняться от исполнения обязательств было направлено обеспечение исполнения договора в размере 5% от цены контракта, что составляет 4 926, 62 руб. ...".
Вместе с тем, активные действия свидетельствующие о намерении подписать контракт были осуществлены после установленного Законом N44-ФЗ срока для подписания такового.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ N51-ФЗ от 30 ноября 1994 года Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. ООО "Волгоградский завод утилизации", принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, должно осознавать, что оно несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N44-ФЗ, в случае совершения ими действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона.
В силу установленной Законом о контрактной системе специфики 2024-6786 5 документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронных торгов таким требованиям является правовым риском признания его, уклонившимся от заключения контракта, поскольку наличие у него соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленном законом порядке. Следует так же отметить, что вина участника закупки может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т. е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489).
Не откладывая подписание контракта на более поздний срок, участник закупки мог избежать таких неблагоприятных последствий, как включение общества в реестр недобросовестных поставщиков, но не предпринял своевременных действий по подписанию контракта. ООО "Волгоградский завод утилизации" не приняты все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок заключения муниципального контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. ООО "Волгоградский завод утилизации" в установленный Федеральным Законодательством и аукционной документаций для подписания контракта срок не совершил ни одного действия фиксирующие волеизъявление подписать контракт, тем самым нарушил права заказчика и не обеспечил муниципальные нужды, что привело к несвоевременному освоению бюджетных средств. Как следует п. 14 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, 2024-6786 6 свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 14 Правил N1078, не установлены, сторонами не представлены, а именно:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта не осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Выводы Антимонопольного органа, подтверждаются практикой: решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-9088/2021, определением Верховного суда N 305-ЭС19-26014, решениями Арбитражных судов А03- 21153/2018, А40-257565/19-122-2032, А40-172493/19, А63-10204/2019 и Определением Верховного суда N 305-ЭС20-21780 от 28.01.2021.
В том числе сложившаяся практика в Ставропольском крае: Решение Арбитражного суда по делу А63-9613/2021 от 30.12.2022 г. Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу А63- 3501/2022 от 10.01.2023 г Постановление Шестнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу А63-958/2022 от 04.04.2023 г. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского Федерального округа по делу А63-19024/2021 от 26.09.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 104, и Правил N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Волгоградский завод утилизации" (ИНН 3443933139, 400075, Волгоградская область, город-герой Волгоград, ул. им. Шопена, д. 17, офис, 1) ИНН 344313794923 Генерального директора Тверикиной Кристины Андреевны, в связи с уклонением ООО "Волгоградский завод утилизации" от подписания контракта по итогам 2024-6786 7 проведенного открытого аукциона в электронной форме N 0121200002724000030 "оказание услуг по утилизации прочих опасных отходов" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: Е.В. Вишневская Б.Ш. Карпель Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-6786 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 мая 2024 г. N 026/10/104-914/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024