Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; члены Комиссии: Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, при участии представителей: заявителя - ООО "Центр реабилитации "ОРМЕД": В.А. Авимского (по доверенности); заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический центр Калининградской области": Т.Е. Великой (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Центр реабилитации "ОРМЕД" (вх. N 3358/24 от 27.04.2024) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический центр Калининградской области" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка медицинских изделий (Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0335200017024000046) (далее - запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 1
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.04.2024 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки. В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно
установил
при описание объекта закупки такие характеристики товара, которым соответствует только "Обеззараживатель-очиститель фотокаталистический воздуха "Аэролайф", модели С-45-м, производителя ООО "ИТИ".
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Заказчик не согласен с доводами жалобы Заявителя, полагает, что с учетом того обстоятельства, что содержание мотивировочной части решения по делу N 039/06/34-330/2024 (жалоба ООО "Триан", вх. N 3226/24 от 23.04.2024) и предписание по данному делу Заказчику неизвестны, описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия
установила
следующее 22.04.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки N 0335200017024000046 с приложениями. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 5 052 500,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования Каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования Каталога).
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования Каталога в позицию Каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии). В справочную информацию в позиции Каталога по медицинским изделиям включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и описание вида медицинского изделия, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, а также код (коды) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) в числовом выражении и наименование кода ОКПД 2.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является товар с кодом позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00000236 "Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный". В справочной информации, содержащейся в разделе "ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ" по данному коду КТРУ содержится код вида номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ): "152700: Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об 2024-2388 2 осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта. В пункте 6.1 Проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки содержится, в том числе следующая информация: "Заказчик осуществляет приемку оборудования в соответствии с кодами вида номенклатурной классификации медицинских изделий, указанных в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. N 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях".". Приказом Минздрава России от 19.02.2021 N 116н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях. В приложениях NN 4, 7, 10, 16, 19, 22, 28 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 116н, установлено, что медицинское изделие с наименованием вида номенклатурной классификации медицинских изделий: "Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный" имеет код вида НКМИ 152700.
Согласно пояснениям Заказчика наличие в обязательном порядке "Очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, стационарного" с кодом НКМИ 152700 является потребностью Заказчика, вызванной необходимостью лицензирования деятельности Заказчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852.
В противном случае Заказчик не сможет получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и приступить к непосредственному исполнению профессиональной деятельности.
Таким образом, с учетом положений пункта 6.1 Проекта контракта, пояснений Заказчика Комиссия приходит к выводу, что осуществляется закупка медицинского изделия "Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный" с конкретным кодом вида НКМИ 152700.
Как указывает Заявитель в своей жалобе из перечня зарегистрированных медицинских изделий с данным кодом НКМИ описанию объекта закупки Заказчика соответствует только "Обеззараживатель - очиститель фотокаталитический воздуха "Аэролайф", модель С-45-м по ТУ 32.50.50-001-11455594- 2017, регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2011/11194 от 18.11.2021, производителя ООО "ИТИ".
Вместе с тем, исходя из анализа продукции, представленной в телекоммуникационной сети "Интернет", было найдено аналогичное медицинское изделие: "установка для обеззараживания и очистки воздуха фотокаталитическая "Амбилайф" по ТУ 9451-001- 63489137-2010, вариант исполнения Амбилайф Н, модель L9024M, регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2010/07811 от 14.09.2022, производитель ООО "НМФ "Амбилайф", г. Липецк, которое не соответствует по ряду характеристик предмету закупки. Комиссия отмечает, что на заседании Комиссии представитель Заявителя уточнил, что в соответствии со сравнительной таблицей, представленной в жалобе, им фактически сравнивалось медицинское изделие "Установка для обеззараживания и очистки воздуха фото каталитическая "Амбилайф" А, модель А90 по ТУ 32.50.50-001- 63489137-2018", а не "установка для обеззараживания и очистки воздуха фотокаталитическая "Амбилайф" по ТУ 9451-001-63489137-2010, вариант исполнения Амбилайф Н, модель L9024M, регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2010/07811 от 14.09.2022, производитель ООО "НМФ "Амбилайф". Комиссия проанализировав извещение об осуществлении закупки и приложения к нему, представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В составе извещения об осуществлении закупки размещены, в том числе файлы: "Описание объекта закупки", в котором содержится техническое задание (далее - Техническое задание) и "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", в котором содержится информация о том, что определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено в 2024-2388 3 соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденным приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" (далее - Порядок). Так, в целях получения ценовой информации в отношении поставки медицинских изделий (Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный), ввода в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), Заказчиком были направлены запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам, обладающим опытом поставки аналогичного оборудования, являющегося объектом закупки, информация о которых имеется в свободном доступе (размещена на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и (или) применена информация, содержащаяся в реестре контрактов. К запросу коммерческих предложений (исх. N 162-КС от 26.03.2024) Заказчик приложил, в том числе описание объекта закупки (техническое задание), являющееся Приложением N 1, в котором в качестве характеристики также указан код вида НКМИ: 152700, который не может изменяться участником закупки. По направленному запросу (исх. N 162-КС от 26.03.2024) Заказчику представлены коммерческие предложения, которые в дальнейшем использовались при формировании НМЦК от следующих субъектов: ООО "ЕГРО" (вх. N 162-1 от 27.03.2024), в котором к поставке предложено медицинское изделие (Обеззараживатели - очистители фотокаталитические воздуха "Аэролайф" по ТУ 32.50.50- 001-11455594-2017, модель С-80, производитель: ООО "ИТИ", Россия); ООО "Русская медицинская корпорация" (вх. N 162-2 от 27.03.2024), в котором к поставке предложено медицинское изделие (Обеззараживатели - очистители фотокаталитические воздуха "Аэролайф" по ТУ 32.50.50-001- 11455594-2017, модель С-80, производитель: ООО "ИТИ", Россия); ИП Муравский А.Н. (вх. N 162-3 от 27.03.2024), в котором к поставке предложено медицинское изделие (Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия).
Таким образом, в коммерческих предложениях в соответствии с запросом Заказчика (исх. N 162- КС от 26.03.2024) к поставке были предложены медицинские изделия двух производителей: ООО "ИТИ", АО "РПЗ", а именно: "Обеззараживатели - очистители фотокаталитические воздуха "Аэролайф" по ТУ 32.50.50-001-11455594-2017, модель С-80" и "Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", то есть отличные от тех медицинских изделий: "Установка для обеззараживания и очистки воздуха фото каталитическая "Амбилайф" А, модель А90 по ТУ 32.50.50-001- 63489137-2018" и "Обеззараживатель - очиститель фотокаталитический воздуха "Аэролайф", модель С-45-м по ТУ 32.50.50-001-11455594-2017, которые Заявителем фактически сравниваются в своей жалобе. Представитель Заказчика пояснил, что требованиям Технического задания соответствуют медицинские изделия двух производителей, а именно: обеззараживатель - очиститель фотокаталитический воздуха "Аэролайф", модель С-80, производителя ООО "ИТИ" и очиститель- обеззараживатель воздуха "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ".
Согласно информации, представленной Оператором электронной площадки и протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке поступило две заявки с идентификационными номерами: 116476425, 116475678.
Победителем запроса котировок признан участник с идентификационным номером заявки 116476425.
Из анализа вышеуказанных заявок Комиссией установлено, что к поставке были предложены следующие медицинские изделия:
- в заявке с идентификационным номером 116476425: "Обеззараживатели-очистители фотокаталитические воздуха "Аэролайф" по ТУ 32.50.50-001-11455594-2017, вариант исполнения модель С-80, производителя ООО "ИТИ", Россия (регистрационное удостоверение N ФСР 2011/11194 2024-2388 4 от 18.11.2021);
- в заявке с идентификационным номером 116475678: "Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014 в исполнении "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ", Россия (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2875 от 04.09.2020.
Таким образом, в заявках, поданных на участие в закупке, также к поставке были предложены медицинские изделия отличные от тех, что сравниваются Заявителем в жалобе. При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя на вопрос Заказчика о том, что мешало Заявителю предложить к поставке товар, который, по мнению Заявителя, соответствует описанию объекта закупки Заказчика, а именно: "Обеззараживатель - очиститель фотокаталитический воздуха "Аэролайф", модель С-45-м по ТУ 32.50.50-001-11455594-2017, регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСР 2011/11194 от 18.11.2021, производителя ООО "ИТИ", ответить не смог. При изложенных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о соответствии требованиям Технического заданиям только "Обеззараживателя-очистителя фотокаталистического воздуха "Аэролайф", модели С-45-м, производителя ООО "ИТИ" является необоснованным. Дополнительно Комиссия поясняет, что жалоба Заявителя подана в Калининградское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Учитывая тот факт, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, довод жалобы в отношении нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции рассмотрению не подлежит.
В результате проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе были установлены также следующие обстоятельства. Как ранее было установлено, описание объекта закупки формировалось с учетом возможности поставки, в том числе "Очистителя-обеззараживателя воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия".
Согласно сведениям с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/ ) Комиссией установлено, что медицинское изделие Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2875) имеет код вида НМКИ: 152690.
При этом в коммерческом предложении, представленном ИП Муравским А.Н. (вх. N 162-3 от 27.03.2024), содержится информация, что медицинское изделие (Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия) имеет код вида НКМИ: 152700.
Товар с кодом вида НКМИ, отличным от кода вида НМКИ: 152700, необходимого Заказчику, не может быть поставлен в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что расчет НМЦК по закупке производился с использованием коммерческого предложения ИП Муравского А.Н. (вх. N 162-3 от 27.03.2024), в котором предложено к поставке медицинское изделие, которое с учетом положений пункта 6.1 Проекта контракта, не может быть поставлено в рамках данной закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части отсутствия обоснования НМЦК.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок 2024-2388 5 основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки. При этом Комиссия отмечает, что включение в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Данная позиция находит свое отражение также в пункте 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Как уже ранее было установлено "Очиститель-обеззараживатель воздуха "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ" с учетом положений пункта 6.1 Проекта контракта не может быть принят Заказчиком по результатам приемки товара. Данный факт представитель Заказчика на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "Триан" (вх. N 3226/24 от 23.04.2024), состоявшемся 27.04.2024, также подтвердил. При этом согласно сведениям с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/ ) в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, содержится информация об очистителях воздуха с кодом НКМИ: 152700, необходимым Заказчику, большего количества таких производителей, как: ООО "Аэросервис", ООО "НМФ "Амбилайф", ООО "ЗАВОД АЭРОЛАЙФ", ООО "ИТИ" и другие. Комиссия отмечает, что в результате проведения внеплановой проверки по данной закупке Заказчиком не представлено сведений о соответствии требованиям Технического задания медицинских изделий каких-либо иных производителей, кроме очистителей воздуха "Аэролайф", производителя ООО "ИТИ" и очистителя воздуха "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ", который не может быть поставлен в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, сформировавшего в Техническом задании такие характеристики товара, в соответствии с которыми по условиям закупки может быть поставлен товар только одного производителя (ООО "ИТИ"), противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. С учетом того, что по результатам рассмотрения жалобы ООО "Триан" (вх. N 3226/24 от 23.04.2024) выдано предписание N 34-кс/2024, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной 2024-2388 6 системе. В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется. В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр реабилитации "ОРМЕД" необоснованной.
2. Признать заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Онкологический центр Калининградской области" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: Ю.А. Зацепина О.И. Филатов В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 2024-2388 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 13 мая 2024 г. N 039/06/50-349/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024