Резолютивная часть оглашена
08.05.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "МЕДПРОФ" (далее - Заявитель) на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - сигнализаторов звука (совместная) (извещение N 0242100000124000066, начальная (максимальная) цена контракта - 15 716 500,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно описание объекта закупки содержит избыточные требования к характеристикам объекта закупки, также по совокупности установленных характеристик объекта закупки требованиям заказчика соответствует только одна модель сигнализатора одного производителя, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
Заявитель в жалобе также указывает, что описание объекта закупки сформировано центральным аппаратом Фонда с учетом ГОСТ Р 70185-2022, который разрабатывался совместно с ОАО "ИСТОК АУДИО ТРЕЙДИНГ", соответственно под описание подходит только одна модель сигнализатора звука производителя ОАО "ИСТОК АУДИО ТРЕЙДИНГ". Типовое техническое задание используется региональными отделениями Фонда, вместе с тем, Заказчик с учетом действующего законодательства должен самостоятельно формировать извещение о проведении закупки, приложения к нему, учитывая свои нужды и потребности.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что инструкция по заполнению заявки в электронном файле и в структурированной форме содержит разночтения.
Также, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик в извещении о проведении закупки неверно указал срок исполнения контракта.
Также, в жалобе Обществом заявлены доводы о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки сформировано центральным аппаратом Фонда с учетом ГОСТ Р 70185-2022, который разрабатывался совместно с ОАО "ИСТОК АУДИО ТРЕЙДИНГ", соответственно под описание подходит только одна модель сигнализатора звука производителя ОАО "ИСТОК АУДИО ТРЕЙДИНГ". Типовое техническое задание используется региональными отделениями Фонда, вместе с тем, Заказчик с учетом действующего законодательства должен самостоятельно формировать извещение о проведении закупки, приложения к нему, учитывая свои нужды и потребности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно также содержать документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в соответствии с Законом о контрактной системе применение заказчиками требований и положений технических регламентов и стандартов является обязательным.
Объект закупки Заказчиком составлен на основании ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" и приказа СФР от 01.11.2023 г N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука, в том числе цифровые с вибрационной и световой индикацией.
Поскольку ГОСТ Р 70185-2022 принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и с 01.12.2022 г. начал действовать, Заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественные характеристики объекта закупки, которые указаны данным ГОСТом.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в данном случае не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно описание объекта закупки содержит избыточные требования к характеристикам объекта закупки, также по совокупности установленных характеристик объекта закупки требованиям заказчика соответствует только одна модель сигнализатора одного производителя. что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
В приложении к извещению о проведении электронного аукциона "Описание объекта закупки" содержится наименование, требование к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
Установлено, что заказчиком закупаются товары в соответствии с позицией каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) - Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией - 27.90.20.120-00000001; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией - 27.90.20.120-00000002, Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией - 27.90.20.120-00000003.
В указанных позициях КТРУ 27.90.20.120-00000001, 27.90.20.120-00000002, 27.90.20.120-00000003 отсутствуют характеристики товара. Следовательно, в рассматриваемом случае заказчик описывает товар по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе.
Установлено, что в описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики товара, что в рассматриваемом случае не запрещено действующим законодательством. Описание объекта закупки не содержит указание наименования производителя товара.
Как следует из пояснений представителей заказчика, описание объекта закупки сформировано с учетом интересов инвалидов, а также потребности заказчика в приобретении продукции, имеющей максимально возможный реабилитационный эффект, содержащий в себе все современные технические разработки. Формируя описание объекта закупки, заказчик руководствовался также приказом СФР от 01.11.2023 N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука, являющиеся объектом закупки.
Включенные в описание объекта закупки характеристики сигнализаторов звука согласованы и одобрены Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих, следовательно, описание объекта закупки отвечает потребности инвалидов с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Заказчик, в числе прочего, установил в описании объекта закупки требование о том, что товар соответствует требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТР 70185-2022, ГОСТР ИСО 9999-2019, ГОСТР 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013 ГОСТ 15150-69.
Установлено, что по отношению к закупаемым товарам применяется ГОСТ Р 70185- 2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 70185-2022).
Так, согласно разделу 1 ГОСТ Р 70185-2022 настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методам их испытаний. ГОСТ Р 70185-2022 является общим для всех производителей указанного вида товара, данный ГОСТ устанавливает общие правила и требования, которые рекомендуется учитывать в технических условиях производителя на конкретную продукцию.
Изучив описание объекта закупки, ГОСТ Р 70185-2022, Комиссией установлено, что большая часть оспариваемых подателем жалобы характеристик сигнализаторов звука непосредственным образом предусмотрены обозначенным стандартом и не противоречат ему.
Кроме того, Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что 26.03.2024 года Самарским УФАС России рассмотрена аналогичная жалоба ООО "МЕДПРОФ" на действия на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука цифровых в 2024 году (извещение N 0242100000124000046). По результатам рассмотрения жалобы в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и принято решение об аннулировании закупки, вместе с тем, при сохранении потребности провести закупку заново с учетом Решения Самарского УФАС России N 98-15111-24/4 от 26.03.2024 г.
Так, Заказчиком внесены изменения в описание объекта закупки при формировании аукциона N 0242100000124000066, а именно:
- характеристика "рабочая частота": приведена в соответствии с пунктом 70 Решения при Минкомсвязи России от 02.10.2012 N 12-15-05-3 "Об использовании полос радиочастот высокочастотными устройствами" для промышленных, научных и медицинских устройств установлены следующие номинальные значения радиочастот и допускаемых частотных отклонений по ним: 433,92 МГц +/- 0,2%.;
- характеристика сигнализатора об автономной работе приемника, приведена в соответствии с ГОСТ 70185-2022 п. 5.6.25 и установлена "питание приемника должно осуществляться от аккумулятора или сменных элементов питания (батарей)".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод Заявителя признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что инструкция по заполнению заявки в электронном файле и в структурированной форме содержит разночтения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с инструкцией по заполнения заявки Участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не менее", "не более", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. "Не менее" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Не более" - означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение.
N п/п |
Если в Техническом задании значение показателя установлено как: |
То участником закупки в предложении устанавливается: |
1 |
нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не менее чем" * |
конкретное значение, равное, либо превышающее, заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения слов "не менее", "не менее чем" |
2 |
нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не ниже" * |
конкретное значение, равное, либо превышающее, заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения слов "не ниже" |
3 |
верхний предел, сопровождаясь словами "не более" * |
конкретное значение, равное, либо не превышающее заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения слов "не более" |
4 |
диапазонное значение сопровождаясь при этом словами "от _ до _"* |
конкретное значение, соответствующее заявленным требованиям, но без сопровождения слов "от _ до _" |
5 |
диапазонное значение, сопровождаясь при этом словами "от _"* |
конкретное значение, равное, либо превышающее заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения слов "от". |
6 |
диапазонное значение, сопровождаясь при этом словами "до _"* |
конкретное значение, равное, либо не превышающее заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения слов "до". |
7 |
значение, сопровождаясь при этом словами "либо" |
Конкретное значение показателя, но без сопроводждения слова "либо" |
8 |
Значение, сопровождаясь при этом славами "не уже" |
конкретное значение, равное, либо превышающее, заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения слов "не уже" |
* включая крайнее значение
При указании показателей, значения которых не могут изменяться, участнику закупки следует исключить слова и сочетания слов "должен", "должен быть", "требуется", "необходимо" "следует", а также иных словоформ данных слов и сочетаний слов, подразумевающих установление требования к значениям показателей со стороны заказчика. Указанные слова и сочетания слов, подразумевающие требования, могут быть убраны или заменены на слова и сочетания слов, подразумевающие предложение участника закупки: "являются", "имеют", а также на возможные словоформы данных слов и сочетаний слов.
В структурированной форме Заказчиком требуется: "Сигнализатор. Время автономной работы на настольном приемнике должно быть не менее 3-х суток. Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
В структурированной форме Заказчиком требуется: "Сигнализатор. Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости 30 метра. Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики".
Комиссия, проанализировала положение инструкции для участников закупки, а также описание объекта закупки не установила нарушений, разночтений либо противоречий, которые не позволяют подать участнику закупки заявку на участие в аукционе. Указание диапазона значений участником является конкретной характеристикой и тем самым не противоречит инструкции по заполнению заявки в электронном файле к извещению о проведении закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик в извещении о проведении закупки неверно указал срок исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В извещении о проведении закупки установлена дата окончания исполнения контракта 26.12.2024.
В пункте 2.1 проекта контракта определен срок поставки Товара получателю: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (образец приведен в приложении N 4 к Контракту) по12ноября 2024 года включительно.
Пунктом 2.2 проекта контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до "31" декабря 2024 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
Комиссия отмечает, что срок выполнения работ по государственному контракту не является тождественным сроку действия контракта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В жалобе Обществом заявлены доводы о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что 1 Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены специальные нормы, устанавливающие антимонопольные требования к торгам.
Ввиду указанного антимонопольный орган не осуществляет рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, который регламентирует порядок рассмотрения жалоб на нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, обращения о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении торгов в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает специальные сроки рассмотрения обращения и требования к содержанию обращения (заявления).
При этом настоящее решение не лишает Подателя жалобы права обратиться с заявлением в адрес антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 мая 2024 г. N 158-15111-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024